Введение:
В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) - одна из са-мых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит, как из-вестно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти все-гда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материа-листические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конеч-ном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый им-пульс.
Глава 2:
Особо важную роль сыграла завязавшаяся в конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и дея-телем эпохи. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного оформ-ления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Нидерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли ему снимать квар-тиры и дома в различных городах и сельских местностях этой страны. Он мно-гократно менял места своего пребывания, следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто у Овидия). Лишенный собственного семей-ства, Декарт с головой ушел в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего радостью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем (31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величайшее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, писал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею овладевают, о ней больше не ду-мают". В Нидерландах Декарт пробыл более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину, где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были созданы и опубликованы все основные его произведе-ния. Назовем главные из них.
Заключение:
Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних, "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш предполагала еженедельные дискуссии обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраива-лись еще более сложные диспуты, в которых могли принимать участие и пре-подаватели). Формулирование тезисов и подбор аргументов для их обоснова-ния (защитником) или опровержения ( его оппонентом) развивали логиче-ские способности учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сооб-щает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдающееся искусство в точности определений и в умении обобщать свою аргументацию.
Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований фран-цузского ученого первоначально была математика. Как явствует из "Правил для руководства ума", математические размышления переросли в методологи-ческие, в сущности неотделимые от философских. Однако начало философ-ской рефлексии Декарта приходится на значительно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, получивших название "Частные мысли". В пер-вой из этих записей (относящейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .