Вопрос 1:
Общество как объект философского анализа
Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны орга-низации и управления. “Всякая человеческая деятельность является организа-цией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, художественную - можно рассматривать как не-кий материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения” В основе социальной философии могут лежать различные подходы, то-гда соответственно получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них.
В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая кон-цепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической.
Шарль Фурье (французский социалист-утопист) - пытался создать соци-альные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславливает природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведе-ние жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не оста-ется места и концепция социальных событий принимает фаталистическую ок-раску. В системе Гоббса Свобода всего лишь модификация необходимой при-чины. “Каждое добровольное действие является вынужденным”, “все действия необходимы”.
Иными словами натурализм замечает в человеке только природную суб-станцию. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или поль-за (просветители 17-18вв), или половая любовь (Фейербах). Общество в нату-ралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая мно-жество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека.
..........
Вопрос 2:
Личность как субъект и движущая сила истории. Роль личности, индивидуальности в общественном развитии
Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, со-вокупности рода человеческого.
В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущно-стная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной ро-ли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир че-ловека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эс-тетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в та-ком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознаю-щего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Чело-век вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только вырабо-тав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Та-ким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внут-ренним духовным миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, це-лостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, на-сквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни челове-ка.
Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполне-нием своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возмож-ности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определен-ные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правиль-ный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осужде-ния, вознаграждения или наказания. Ответственность рассматривается в связи с философской проблемой свободы.
........