Часть 1:
Когда идет речь о месте философии в системе культуры, имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на эле-менты культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом опре-деляет и функции философии в системе культуры.
Функции философии:
интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стре-мясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем со-действует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на философию: философия опирается на обобще-ние знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы культуры нередко своими объективными запросами, потребно-стями существенно влияют на развитие философии, выдвигая на первый план разработку философских проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на философию;
логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата куль-туры, особенно в разработке общекультурных понятий;
методологическая: философия вырабатывает наиболее общие методы, спо-собы деятельности человека, исходя из познания общих связей действи-тельности и общечеловеческих познавательных способностей и возможно-стей;
культурно-гуманитарная: являясь обобщением культур, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа культуры, философия при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой культурой, усвоить эту культуру.
Благодаря своей логической и методологической функции философия спо-собствует развитию культуры мыслительной деятельности человека, что спо-собствует и развитию самосознания личности.
Часть 7:
Русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечест-венном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художни-ков, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и кос-моса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов.
Но ведь не случайно говорится именно о русском космизме. Именно в на-шей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мыс-ли. Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Конечно, этими именами плеяда русских космистов далеко не исчерпывается. Так, в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев) также вы-деляется линия, близкая идеям русского космизма, обращенная, по словам Н.А.Бердяева, “к активности человека в природе и обществе”.
Чтобы избежать произвольного толкования термина “русский космизм” и, следовательно, чрезмерного расширения числа последователей этого направле-ния, следует выделить главное в космизме. По мнению современного специали-ста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и творче-ству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового созна-тельного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому С.Г.Семенова предлагает определять это направление философии не столько космическим, сколько активно-эволюционным.