Когда мы говорим об Александре Романовиче Лурии и его вкладе в развитие отечественной и мировой науки, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что какую бы проблему он не разрабатывал, основной ориентацией была ориентация на развитие. Даже, когда предметом его исследований становились серьезны¬е дефекты, он исходил из поиска в истории культуры причин психи¬ческих явлений и способов компенсации де¬фекта.
Вообще Александр Романович, был столь разносторонним и высоко эрудированным человеком, что трудно найти темы, которых бы он не касался в своих работах. Так, например, мало кто знает, что в череде его трудов есть и, посвященный механизмам моды. В нем, в форме виртуального диалога с Адлером, разби¬рая механизм моды, Лурия утверждает, что мода служит одним из уникальных средств сверхкомпенсации: «Вся история одежды и моды решает задачу сокрытия недо¬статков. Чтобы увеличить рост, употребляют высокие каб¬луки, худоба и недостатки развития компенсируются стратегией костюма, блестки на платьях — это излюбленный прием дам…». Своеобразие мыш¬ления А. Р. Лурии можно проследить и в его работах, посвящен¬ных речи и ее роли в становлении высших форм поведения.
Детская ней¬ропсихология стала основанием для создания прак¬тической психологии образования. Именно детская генетическая нейропсихология, созданная работами Алек¬сандра Романовича и развиваемая его учениками, стала основой психодиагностики ребенка, осо¬бенно тех, кто имеет трудности обучения.
Без Лурии не существовало бы и дефектологии.
Таким образом, сегодня идеи Лурии служат базой для развития ряда направлений практической психологии.
Безусловно, жизненный и исследовательский путь всемирно известного отечественного психолога нуждается в дальнейшем и тщательном исследовании и осмыслении.