Введение
Актуальность.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Условия взросления современного поколения быстро меняются, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Именно в детско-юношеском возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется, это ведет к тому, что подростковый возраст представляет собой группу повышенного социального риска. В этот период в человеке закладывается система ценностных ориентаций. Они являются нравственным и культурным стержнем личности, им принадлежит особая роль в деятельности и в формировании личности, они влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека.
Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи, подростков. Сложившаяся ситуация резко повышает практическую и научную значимость любых факторов, влияющих на формирование нравственного мира личности подростка, его ценностно-ориентационную направленность.
Именно ценностные ориентации являются одним из наиболее значимым фактором морального выбора человека, а также фактором, определяющим поведение в той или иной ситуации. Поэтому деформация ценностно-смысловой сферы лежит в основании формирования различного вида отклоняющихся форм поведения.
Объект исследования: девиантные подростки.
Глава 1. Обзор работ по проблеме исследования ценностнно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением
1.1. Понятие ценностно-смысловой сферы личности
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью структуры отношений личности и определяющий общий подход человека к миру [3, с. 71]. По М.И.Боришевскому, «ценностные ориентации – одна из важнейших детерминант самоактивности личности, поскольку ценности являются таким образованием сознания и самосознания, которое тесно связано со сферой потребностей личности. Ценностные ориентации, выполняя функцию отбора, влияют на функции целеполагания, планирования и самоорганизации. Они являются фактором, который регулирует и частично детерминирует мотивацию» [12, с. 81].
В философском понимании под ценностными ориентациями понимают наиболее важные элементы внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяют важное, существенное для данного человека от несущественного.
Заключение
Ценности понимаются нами, с одной стороны как объективная реальность в виде культурных и социальных ценностей, характерных для современной социокультурной реальности, с другой как динамическая иерархическая система ценностных ориентаций в структуре личности подростка.
Ценностные ориентации являются одни из элементов структуры личности и играют решающую роль в регуляции поведения и выборе жизненного пути. Ценностные ориентации могут быть рассмотрены в контексте более сложных образований личности: в структуре самосознания, жизненных отношений и направленности личности.
Ценностные ориентации выражают как жизненные цели, так и некий жизненный идеал человека и являются одним из необходимых условий самоактуализации. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности.
Ценностные ориентации по своей значимости являются определяющими смысла жизни. Формирование и динамика ценностных ориентации придают смысл и особое значение целям, задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе их осуществления.