ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации муниципальные образования играют роль первичных элементов всей системы экономических и социальных отношений. На территории муниципальных образований осуществляются основные процессы жизнедеятельности населения. Идущие в сфере государственного и муниципального управления реформы, модернизация региональной политики обуславливают необходимость разработки эффективных форм и методов развития муниципальных образований. В этой связи важность и особую практическую значимость приобретают вопросы, связанные с обеспечением эффективной деятельности муниципальных образований и их социально-экономического развития.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время наблюдается усиление дифференциации муниципальных образований по уровню социального и экономического развития (уровню производства, благосостоянию населения и др.), что приводит к неэффективному использованию имеющихся ресурсов, снижению результативности экономики региона, замедлению темпов экономического роста. В связи с вышеизложенным, важным является разработка путей социально-экономического развития муниципальных образований.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Муниципальное образование в системе местного самоуправления
В Российской Федерации исторически сложилась многоуровневая организация единого пространства страны, обусловленная необходимостью эффективного развития общественного производства и удовлетворения социальных потребностей населения . Ключевым звеном в этой системе являются муниципальные образования, так как собственно на территории муниципальных образований осуществляются все первостепенные процессы жизнедеятельности населения: не только производство и социальное потребление, но и воспроизводство рабочей силы, формирование производственной и социальной инфраструктуры, потребительского рынка; на территории муниципальных образований происходит развитие механизмов самоуправления. Последний аспект обусловливает особое значение муниципальных образований, поскольку именно они выступают в роли административно-территориальных единиц, в границах которых должно исполняться местное самоуправление .
Местное самоуправление является подзаконной, производной от государственной власти властью, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные и экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последние десять лет обострили проблемы дифференциации внутри регионов, потребовав при этом, разработки и принятия эффективных управленческих решений по регулированию социально-экономического развития муниципальных образований.
Исследование основных теоретических и методологических аспектов социально-экономического развития муниципального образования показало, что, в настоящее время в региональных исследованиях муниципальные образования рассматриваются как сложный феномен, сочетающий в себе две особенности: властную и социально-экономическую.
Несмотря на поддержку федеральных и региональных органов власти каждое муниципальное образование обязано иметь ясную и реалистическую программу своего социально-экономического развития с четко обозначенными целями, в значительной степени рассчитанными на собственные ресурсы. Местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется на основании общепризнанных принципов и норм международного права, Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Анализ социально-экономического развития Ступинского муниципального района Московской области за 2011-2013 годы позволил сформулировать следующие выводы.