Введение:
Потребительский рынок - это рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.
Актуальность темы обосновывается тем, что система потребительского рынка и услуг - одна из важнейших и наиболее развивающихся отраслей городского хозяйства, призванная стабильно и на высоком уровне обеспечивать жителей, предприятия и организации города товарами и услугами.
Активная политика социальных преобразований Российской Федерации способствует обеспечению высоких темпов развития во всех сферах жизнедеятельности страны и отдельно взятого города, создает благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Стабильная ситуация в экономике до середины 2008 года, положительная динамика уровня доходов населения, являющаяся основным фактором платежеспособного спроса населения, оказали позитивное влияние на развитие потребительского рынка.
В свете вышесказанного формируется цель данной работы - изучение, анализ и развитие перспективных направлений в регулирование потребительского рынка на примере муниципального образования (МО) Ступино Московской области.
Основными программами прошедшего периода по развитию потребительского рынка города являлись: целенаправленная деятельность по управлению качеством и созданию системы управления качеством; работа, направленная на развитие сферы бытовых услуг, поддержку предпринимательской деятельности в этой отрасли, повышение эффективности в работе предприятий быта; работа по улучшению финансово - экономических показателей деятельности предприятий потребительского рынка, наращиванию налогооблагаемой базы. Решались вопросы повышения качества обслуживания горожан, соблюдения правил торговли, соответствия предъявляемым требованиям санитарно - технического и эстетического состояния торговых объектов, защиты потребительского рынка от фальсифицированных товаров.
Задачи, которые стояли при изложении данной работы:
Изучить теорию и методологию муниципального регулирования потребительского рынка, особенности развития потребительских рынков;
Проанализировать регулирование потребительского рынка органами государственного и муниципального управления на примере г. Ступино, выявить основные итоги деятельности;
Обозначить основные пути совершенствования муниципального и государственного регулирования потребительского рынка как на основании стратегии развития, так и на основании развития государственно-частного партнерства.
Глава 2:
Продолжает оставаться насущным вопрос с ценами. Проводится большая систематическая работа, направленная на изучение состояния цен на отдельные виды продовольственных товаров в Ступинском муниципальном районе, выявление роста цен на продукты питания и установление его причин.
Ежемесячно проводится мониторинг отпускных и розничных цен, торговых надбавок на социально значимые продукты питания в розничных предприятиях Ступинского городского поселения. Обобщаются и анализируются данные мониторинга цен на продукты питания в предприятиях розничной торговли, которые в дальнейшем направляются в Департамент экономического развития и торговли Московской области.
Доля оборота общественного питания составляет 3,0 % в общем объеме товарооборота потребительского рынка Ступинского муниципального района. По состоянию на 01.01.2010 года на потребительском рынке Ступинского муниципального района осуществляют деятельность 18 предприятий общественного питания. Предприятий общественного питания общедоступной сети - 3 или (16,7%), из них 14 предприятий общественного питания закрытого типа (школьные) или (77,8%). Соответственно на долю других предприятий общественного питания (буфеты, кафетерии) приходится 5,6%.
Общее количество посадочных мест в предприятиях общественного питания в 2008 году составило 1280 посадочных мест, в т.ч. в предприятиях открытой сети – 218 мест. Обеспеченность жителей области посадочными местами на предприятиях общественного питания изменилась незначительно.
Так, в 2008 году на 1000 жителей приходилось 48,1 посадочных места, в т.ч. на предприятиях общедоступной сети 8,2 места.
К сожалению, в Ступинском муниципальном районе, ресторанный рынок остается слаборазвитым в качественном плане: не освоена ниша таких предприятий общественного питания как семейные рестораны, детские кафе, специализированные заведения, поэтому ресторанный бизнес по-прежнему можно расценивать как довольно перспективное направление для инвестиций.
Одним из наиболее важных факторов реального социально-экономического развития муниципального образования является состояние потребительского рынка, включая предоставление платных услуг населению.
Объём платных услуг за 2009 году в целом по Ступинскому муниципальному району в фактических ценах составил 43928,1 тыс. рублей. В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимают коммунальные услуги 24942 тыс. рублей (56,8%) и жилищные услуги 4799 тыс. рублей (10,9%), наименьшую долю занимают транспортные услуги 60 тыс. рублей (0,1%) и услуги гостиниц и аналогичных мест размещения 102 тыс. рублей (0,2%)
Заключение:
В целом основная задача регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
Важная составляющая муниципального управления – регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.
Структура потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивает потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делают его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимать предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него – на конкурентоспособность продукции.