Введение
Актуальность:
Дети с гиперактивным синдромом давно привлекают внимание зарубежных ученых, а последние десятилетия гиперактивным детям уделяется много внимания со стороны отечественных педагогов и психологов. Это связано с тем, что данное расстройство в настоящий момент получило широкое распространение и СДВГ диагностируется у 5-10% детей, их число постоянно увеличивается.
Как правило, особое внимание гиперактивным детям начинает уделяться лишь при поступлении в начальную школу, когда обнаруживаются проблемы с адаптацией и учебной успеваемостью, которые характерны для большинства детей с СДВГ.
Гиперактивные дети аффективны, импульсивны, часто проявляется агрессия, у них плохо сформирована произвольность, это касается всех психических функций и, в особенности, страдает внимание. Такие дети не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, рассеяны. Именно дефицитом внимания обусловлено большинство школьных проблем гиперактивных детей – они нарушают дисциплину на уроках, не могут быстро вникнуть в суть задания, допускают ошибки, пропуски, описки и т.д. Поэтому диагностическая и коррекционная работа с такими детьми должна вестись уже в дошкольном возрасте и особо внимание формированию внимания у гиперактивных дошкольников должно быть уделено в период подготовки к школе, то есть в старшем дошкольном возрасте.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей внимания старших дошкольников с гипердинамическим синдромом
1.1. Внимание как психический процесс
Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой [7, с. 67].
Функции внимания:
Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.
Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент.
Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач [12, с. 129].
Виды внимания
Природное внимание - это способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.
Социально обусловленное внимание формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевым процессом человека.
Непосредственное внимание ничем не регулируется, кроме объекта, который интересен человеку
Заключение
Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Это один из важнейших познавательных процессов, так как с ним тесно связано развитие памяти и мышления.
Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.
Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.