Дипломная по теме: Психологическая характеристика особенностей внимания в старшем дошкольном возрасте у детей с гипердинамическим синдромом

Название работы: Психологическая характеристика особенностей внимания в старшем дошкольном возрасте у детей с гипердинамическим синдромом

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей внимания старших дошкольников с гипердинамическим синдромом 6

1.1. Внимание как психический процесс 6

1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте 9

1.3. Психологические особенности детей с гипердинамическим синдромом 14

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей внимания старших дошкольников с гипердинамическим синдромом 23

2.1. Методики и организация исследования 23

2.2. Анализ результатов исследования 23

2.3. Разработка коррекционной программы 32

Заключение 56

Список литературы 58

Приложения 62

Выдержка:

Введение

Актуальность:

Дети с гиперактивным синдромом давно привлекают внимание зарубежных ученых, а последние десятилетия гиперактивным детям уделяется много внимания со стороны отечественных педагогов и психологов. Это связано с тем, что данное расстройство в настоящий момент получило широкое распространение и СДВГ диагностируется у 5-10% детей, их число постоянно увеличивается.

Как правило, особое внимание гиперактивным детям начинает уделяться лишь при поступлении в начальную школу, когда обнаруживаются проблемы с адаптацией и учебной успеваемостью, которые характерны для большинства детей с СДВГ.

Гиперактивные дети аффективны, импульсивны, часто проявляется агрессия, у них плохо сформирована произвольность, это касается всех психических функций и, в особенности, страдает внимание. Такие дети не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, рассеяны. Именно дефицитом внимания обусловлено большинство школьных проблем гиперактивных детей – они нарушают дисциплину на уроках, не могут быстро вникнуть в суть задания, допускают ошибки, пропуски, описки и т.д. Поэтому диагностическая и коррекционная работа с такими детьми должна вестись уже в дошкольном возрасте и особо внимание формированию внимания у гиперактивных дошкольников должно быть уделено в период подготовки к школе, то есть в старшем дошкольном возрасте.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей внимания старших дошкольников с гипердинамическим синдромом

1.1. Внимание как психический процесс

Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой [7, с. 67].

Функции внимания:

Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.

Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент.

Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.

Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.

Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач [12, с. 129].

Виды внимания

Природное внимание - это способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.

Социально обусловленное внимание формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевым процессом человека.

Непосредственное внимание ничем не регулируется, кроме объекта, который интересен человеку

Заключение

Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Это один из важнейших познавательных процессов, так как с ним тесно связано развитие памяти и мышления.

Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Похожие работы на данную тему