ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что страхи и тревожность являются одной из актуальнейших проблем современности – все большее количество детей уже с дошкольного возраста испытывают страхи различного генеза, что в дальнейшем приводит к психоэмоциональным и невротическим нарушениям.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
Изучением страхов занимались такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как Л.М.Костина, А.М.Прихожан, А.И.Захаров, Л.А. Китаев-Смык и др. Определенный уровень страхов и тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности и страха является субъективным проявление неблагополучия личности.
Проявление повышенного уровня страхов может быть одной из причин отрицательного эмоционального состояния ребенка.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1Понятие и виды социальных страхов
Страхи – это негативные проявления в нашем сознании, которые базируются на реальной или придуманной угрозе, бедствии. Боязнь явления или предмета считается основной эмоцией организма человека, поскольку это суть инстинкта самосохранения [47,c.13-15]. Однако об опасности оповещать могут внутренние и внешние причины, приобретенные или врожденные. Таким образом, как отмечает В.М.Астапов, протекание подобного эмоционального состояния у каждого разное. Один человек может бояться чего-то и при этом находиться в состоянии сильного эмоционального возбуждения, а другой наоборот станет слабым, неразговорчивым, подавленным, угнетенным. Невозможно предвидеть, какие именно эмоции и какое поведение будет у имеющего страх человека в критической ситуации.
А.И. Захаров отмечает, что страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения [10,c.45]. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка. Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы социальных страхов, тревожности, мы отметили, что игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Было определено, что к началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
В ходе проведенного исследования, мы представили анализ психолого-педагогических исследований проявления социальных страхов, выявили особенности социальных страхов и рассмотрлели игротерапияю как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников. Определена игра, как средство коррекции трудностей в развитии эмоциональной сферы и выявлены направления и особенности игровой семейная терапия, как самостоятельное направление в психокоррекционной работе.