Введение
Подростковый возраст это период, когда ребенок интенсивно овладевает социальными нормами, ценностями, представлениями. В частности, именно в подростковом возрасте ребенок овладевает гендерными стереотипами, оформляется и становится устойчивым его полоролевое поведение, чему способствует формирование чувства взрослости: через подражание внешним проявлениям мужеского и женского подросток стремится приобщиться к миру взрослых.
При этом следует учитывать сложность, критичность, противоречивость подросткового возраста. Стоящие перед подростком задачи в действительно крайне сложны, в то время как подросток далеко не всегда обладает достаточными ресурсами для эффективного решения этих задач. Это обуславливает стрессогенность самой ситуации развития в подростковом возрасте, а также обуславливает необходимость овладения различными способами преодоления стресса. Поэтому подростковый возраст это еще и время формирования совладающего поведения личности, освоения ею репертуара копинг-стратегий. в связи с этим представляет интерес проблема освоения копинг-стратегий на фоне освоения различных типов полоролевого поведения, формирования гендерной идентичности ребенка подросткового возраста.
Как показывает анализ литературы, сегодня достаточно подробно рассмотрены общие вопросы совладающего поведения личности (Р.Лазарус, С.Фолкман, С.К. Нартова-Бочавер, ЛК. Муздыбаев, Р.М. Грановская), изучены особенности полоролевого развития в подростковом возрасте (Р.Корсини, А.Ауэрбах, И.С.Кон, Т.И. Юферева и др.). Однако исследования особенностей копинг-стратегий у детей младшего подросткового возраста с разными типами полоролевого поведения, с одной стороны, немногочисленны, а с другой представляют достаточно противоречивые данные. Это и обуславливает актуальность нашего исследования.
Глава 1. Копинг-стратегии как объект психологического исследования
1.1 Понятие копинг-стратегий
На протяжении жизни личность сталкивается с разнообразными событиями, которые требуют от нее гибкого и адаптивного поведения. Проблема совладания с жизненными трудностями является предметом достаточно большого количества психологических исследований как на Западе, начиная с 40-х гг 20 в (Р.Лазарус, С.Фолкман и др.), так и в отечественной психологии, начиная с с 90-х годов ХХ века (С.К. Нартова-Бочавер, ЛК. Муздыбаев, Р.М. Грановская и др.).
Исторически идеи совладающего поведения связаны с понятием психологических защит, получившем наибольшую разработку в исследованиях А.Фрейд 57, с.86. Позже в работах Н. Хаан была разработана классификация защитных механизмов. В данной классификации автором было введено понятие совладания (coping), которое описывало наиболее адаптивное поведение, которое в отличии от других защитных механизмов, в наименьшей степени искажает реальность.
Понятие совладающего поведения рассматривал и А.Маслоу. Под совладанием (или «копингом») автор подразумевал попытки справиться со специфическими внешними или внутренними условиями, которые воспринимаются как затруднения. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Чуть позже понятие совладающего поведения было рассмотрено в работе Р.Лазаруса «Психологический стресс и процесс совладания с ним». Характеризуя сущность понятия, автор пишет, что это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями» 32, с.100. Автор подчеркивает, что копинг следует рассматривать как процесс, предполагающий динамику или постоянные изменения приемов совладания, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние.