Введение
Актуальность.
Сказ как особая форма речеведения зародилась в фольклоре, и позже, в литературе XIX – XX веков была использована многими писателями для воссоздания живой народной речи, национального колорита. Среди этих писателей можно назвать Н.С. Лескова, П. П. Бажева, М.М. Зощенко и др., в современной русской литературе сказовую форму использовали А. Битов, В. Ерофееев, С. Соколов, А. Найман, С. Гандлевский и др.
*
*
Глава 2. Сказовая форма в жанре романа Т. Толстой «Кысь»
2.1. Особенности сказовой формы в романе «Кысь»
Теперь мы рассмотрим черты сказа непосредственно в романе Т. Толской «Кысь».
Одна из наиболее важных особенностей сказа, которая ярко проявляется в романе – это ориентация на народную речь, которая выражается в характеристике синтаксиса и лексики романа. Это отмечают и многие исследователи, например, Н. Иванова считает, что «синтаксис возбужденный, бегучий, певучий, – всякий, кроме упорядоченно-уныло-грамматически правильного» [9, с. 219], характерен именно для сказовой формы, где часто используются простые предложения и инверсия. Это синтаксис русского народного фольклора.
*
*
Заключение
Таким образом, в исследовании была исследована сказовая форма повествования в романе Т. Толстой «Кысь».
Было выявлено, что сказ – это особая форма эпического повествования, которая основана на имитации речевой манеры отдельного от автора персонажа — рассказчика. Сказ лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.
Сказ как особая форма повествования был распространен в русской литературе XIX века. Развитие жанра сказа связано, прежде всего, с именем Н.С. Лескова. Он обратился к сказу для того, что точнее воссоздать в литературном произведении живую разговорную речь.