Вообще творческая личность предстает во многих произведениях писателя в двух образах: герой-художник в ранних булгаковских рассказах, в романе «Жизнь господина де Мольер» в лице главного персонажа, в романе «Мастер и Маргарита» в образе Мастера. Эти художники не представляют себя вне искусства, вне литературы, точно так же, как когда-то сам писатель не мнил себя вне творческого процесса. Другой тип творческой личности был воплощен в героях профессора Преображенского и профессора Персикова — это рациональный тип творческого художника и интеллигента......
Судьба романа «Мастер и Маргарита» так же трагична, как и судьба его главных героев. Произведение писалось около двенадцати лет, но так и осталось незаконченным — довести начатое до конца помешала смерть автора. Михаил Булгаков, как и его Мастер, уничтожил рукопись, правда, в отличие от своего персонажа, вновь восстановил по памяти. А после последней авторской правки, которую Булгаков сделал меньше чем за месяц до кончины, «Мастер и Маргарита» пролежал на полке ещё 26 лет. Если бы не старания вдовы писателя, роман так и остался бы безвестным — она сохранила и «спасла» рукописи, как в свое время сделала это Маргарита.....
Самый известный роман Булгакова в каком-то смысле является автобиографичным, так как фигура Мастера на самом деле стала частичным отражением самого автор книги. Но это не его двойник, не полноценная тень и не копия. Мастер сам по себе живой и оригинальный характер, удивительно похожий на своего создателя. Недаром же Булгаков отдал Мастеру написать самые волнующие главы романа — ершалаимскую историю. ...