Курсовая теория по теме: Достоевский и его творчество

Название работы: Достоевский и его творчество

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Литература

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3

1. Биография Ф. М. Достоевского………………………………….…….5

2. Творчество писателя……………………………………………………12

2.1. Характеристика произведений……………………………………12

2.2. Образ человека в творчестве Ф.М. Достоевского………………25

2.3. Христианский гуманизм писателя………………………………29

3. Достоевский как художник и мыслитель……………………………..31

Заключение…………………………………………………………………38

Литература………………………………………………………………….39

Выдержка:

Введение:

Имя великого русского писателя Ф. М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. «Гениальность Достоевского, - писал Максим Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру». Но для читателей он не просто известный писатель, а еще и гениальный художник слова, гуманист, демократ, исследователь человеческой души. Именно в духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, как ломает человеческую жизнь полная пороков среда. И как трудно и горько тем, кто борется за гуманные отношения, страдает за «униженных и оскорбленных»[3, c.25].

Часто романы Достоевского называют идеологическими, социально-философскими. Наверное, потому, что действие в них движется не только сюжетом, но еще и страстной мыслью самого писателя, который неустанно ищет ответа на мучающие его вопросы: где правда? как добиться справедливости? как защитить всех бесправных и угнетенных? Все его творчество пронизано острой болью и состраданием к обездоленным и обиженным и в то же время горячей ненавистью к бесчеловечным порядкам, правящим в жизни. Отталкиваясь от реальных фактов окружающей действительности, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход из противоречий современной жизни, мечтал найти и указать путь, который мог бы привести человечество к гармонии и счастью.

Поиски справедливости характерны и для многих героев Достоевского. Они ведут горячие политические и философские споры, размышляют над «проклятыми вопросами» русского общества. Но при этом писатель дает высказаться с полной откровенностью людям с самыми разными убеждениями, с самым различным жизненным опытом. Недаром романы Достоевского называют также полифоническими – «многоголосными». И оказывается, что каждый из этих людей движим своей правдой, своими принципами, порой абсолютно неприемлемыми для других. Лишь в столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную верную идею, которая может стать общей для всех людей.

Некоторые герои в своих словах несут «правду» Достоевского, некоторые - идеи, которые сам автор не принимает. Конечно, многие его произведения были бы гораздо легче для восприятия, если бы писатель в них просто развенчивал неприемлемые для него теории, доказывая однозначную правильность своих взглядов. Но как раз вся философия романов Достоевского заключается в том, что он не убеждает, ставя читателя перед неоспоримыми доводами, а заставляет задуматься. Ведь если внимательно читать его произведения, становится понятным, что далеко не всегда автор убежден в своей правоте. Отсюда столько противоречий, столько сложностей в произведениях Достоевского. Причем нередко аргументы, вложенные в уста героев, чьи мысли сам автор не разделяет, оказываются сильнее и убедительнее его собственных.

Произведения Достоевского интересны и сегодня, ведь в них рассматриваются проблемы, которые существуют, и будут существовать всегда. Еще хочется отметить, что основная причина, которая порождает неизменный, и даже растущий интерес к Достоевскому людей за прошедшие неполные полтора века, – та огромная внутренняя напряженность, которая свойственна всей общественной, духовной и нравственной жизни нашего времени, напряженность, которая отличает его жизнь от жизни других эпох. Этой внутренней напряженности материальной и духовной жизни XX века – века великих революционных преобразований в истории человечества и вместе с тем века двух мировых войн, век развернувшейся на наших глазах научно-технической революции, сломавшей привычные в прошлом нормы и представления, – созвучна духовная напряженность творчества Достоевского, напряженность бытия, мироощущения, мысли, страстей его главных героев.

Таким образом, данная тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения.

Целью курсовой работы является исследование жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить биографию Ф. М. Достоевского;

- исследовать творчество писателя;

- рассмотреть личность Достоевского как художника и мыслителя.

Глава 3:

Конечно, вряд ли найдется человек достаточно дерзкий, который усомнился бы, что Достоевский - художник и притом великий. И на примере Достоевского, как художника, особенно легко показать всю несостоятельность тех представлений о художнике, которые в последнее время, если не доминируют у нас над прочими представлениями, то все же чрезвычайно шумно о себе заявляют.

Неоднократно можно услышать от теоретиков искусства, что "форма и содержание в искусстве неотделимы". Что это - совершенное старье различать их между собою. Что художественное произведение совпадает со своей формой. Что художник является прежде всего "формовщиком" своего произведения. Быть художником - значит искать совершенства формы!

Так вот, если именно с этой точки зрения подойти к Достоевскому, то он художник слабый. Никакого совершенства формы в его произведениях нет. Даже наоборот, большая часть его произведений не доделаны, как-то не закончены, внешне не отшлифованы. Но эта слабость совершенно искупается титаничностью художественного содержания.

Были такие художники, которые употребляли самые великолепные, самые прекрасные краски и формы для своего творчества и надевали эту роскошную внешность на манекен. Правда, такие произведения имеют много внешней красоты, ловкой компановки, внешней орнаментовки, но они все-таки остаются манекеном, одетым в сшитый хорошим портным сюртук, портным, который, кроме такого хорошо сшитого сюртука, ничего больше не может дать... Словом, это мундир без генерала.

Однако, совершенно несомненно, есть и такие художники, у которых имеется этот генерал, да такой, который способен командовать в течение столетий целыми колоннами людей и который ходит однако почти голым. И вот Достоевский именно такой художник. Он не заботится о туалете. Генерал его очень часто ходит даже непричесанным, но все-таки Достоевский остается великим художником [16, c.179].

Достоевский четыре года был на каторге. В сущности же он был почти всю жизнь на каторге. Почти всю жизнь он ужасающе нуждался. Ему часто, очень часто ради хлеба приходилось печь главу за главой своих романов, совершенно не обрабатывая их, даже не заканчивая как следует. Об этом он постоянно скорбит в своих письмах. Само собой разумеется, при таких обстоятельствах нельзя винить Достоевского в том, что он не находил, или вернее не искал кристаллизованных форм, скажем таких, какими нас балует Пушкин. Но тогда, чем же объясняется то, что эти незаконченные, недоделанные, формально не совершенные произведения все таки находятся на вершине искусства?

Чехов в одном из своих писем сказал о писателях, ему современных: "Мы очень искусны по части формы. Мы сумеем все очень стильно изобразить. Мы знаем, как сконструировать фразу, главу и т. д., но одного у нас нет, самого главного нет - Бога. Нет того, во что мы верим, потому что мы все дети безвременья".

Вспоминаются также слова апостола Павла, удивительно в данном случае подходящие: "Если на всех человеческих языках говорить будете, но любви не имеете, то будете как кимвал бряцающий". Чем больше, чем шире имеется у человека то, что здесь разумеется под любовью, живое, глубокое чувство, тем более способен такой человек быть художником. Пусть форма его произведений несовершенна, но если есть мощное содержание в его душе, то такой художник может пользоваться неизмеримой славой в течение веков. Если же, наоборот, есть только одна форма, прекрасный, звонко бряцающий кимвал, то такой художник будет только модой. Он будет пользоваться только мгновенной славой. Ему может быть отведена только отдельная страница в истории литературы, но в Пантеон мировой литературы такой художник-писатель не войдет.

У Достоевского был этот Бог, про которого говорит Чехов.

Заключение:

Образ великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского не потускнел после его смерти, уже с конца XIX столетия его творчество оказывало громадное влияние на литературу и духовную жизнь человечества.

Своими различными гранями творчество русского романиста воздействовало на многих непохожих друг на друга мыслителей и художников XX века – А. Блока и М. Горького, А. Эйнштейна и Т. Манна, Р. Роллана и Т. Драйзера, У. Фолкнера и Ф. Феллини, К. Федина, Л. Леонова, А. Платонова и М. Булгакова, А. Зегерс, А. Камю и Акутагаву. Присутствие Достоевского в жизни и литературно-общественной борьбе по общему историческому закону отбрасывает обратный свет на самые творения Достоевского, позволяет нам сегодня увидеть в них новые важные грани, осмыслить многое в них шире и глубже, чем это было доступно прошлым поколениям.

Трудно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны – тайны души человека.

Он стремился решить вопросы самые предельные, вечные: зачем живет человек, в чем смысл его кратковременного существования, и был верен чутью жизненной правды. Где как не у Достоевского человек живет интенсивно духовной жизнью. Достоевский действительно способствует обогащению духовного мира человека. В. И. Немирович-Данченко, ставивший в Художественном театре спектакли по произведениям Достоевского, хорошо почувствовал эту особенность воздействия его произведений: «…Работая над созданием Достоевского, углубляясь в те страшные, великие и глубокие вопросы, которыми мучился он, актер находит благодатную пищу для своего роста не только как профессиональный художник, но и просто как человек. Так близко прикоснувшись к тому огромному, что есть в Достоевском, он чувствует, что его жизнь становится ценнее, приобретает в его глазах уже новое значение… Они уже стали после Достоевского иными, богаче духовно, духовно осложненнее и вместе с тем – духовно проще, облагороженнее, истинно человечнее».

Научившись видеть глазами Достоевского, мы лишь тогда поймем значение слов: «Достоевский – национальное достояние России»…

Похожие работы на данную тему