Введение
«Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?
Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, - оправданы ли эти мечты как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да – то какое? Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, - трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые осуществляющей подлинную жизнь, - есть ли для этого какая-либо твердая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которая обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку на огонь?» [29; 492]
Этот единственный вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Не оставляет равнодушным этот вопрос и великого русского мыслителя и писателя, Федора Михайловича Достоевского.
Таким образом, объектом данной дипломной работы является своеобразие раскрытия Ф. М. Достоевским проблемы смысла жизни в романе «Бесы», предметом – сам роман.
Глава II «Бесы» и проблема смысла жизни
§1 Замысел романа «Бесы» у Достоевского
Пожалуй, нет в мировой литературе другого произведения, которое получило бы столь различные, диаметрально противоположные оценки, какие получил роман Ф. Достоевского «Бесы». За свое более чем вековое существование он уже не раз вызывал и критики осуждения, подобные смертным приговорам, и не знающие меры восторги.
В своей статье «Зачем хроникер в «Бесах»?» Ю. Карякин утверждает:
«Факт беспримерный; уже десятилетиями неуклонно нарастает всемирное признание Достоевского, и суть дела не в славе, а именно в признании, а точнее – в самой тяге к Достоевскому, в неотразимости, неизбывности, неотложности, главное, поставленных им «последних вопросов». Но вот факт еще более поразительный: за последнюю четверть века самым «горячим», самым актуальным произведением не только Достоевского, но и всей мировой классики оказались «Бесы»… Никогда еще не бывало, чтобы одна книга вековой давности так раскалялась, так мощно набирала силу воздействия - из года в год, а сегодня, как никогда прежде, и, похоже, чем дальше, тем больше». [11;130]
«Бесы» – сложное философско-психологическое произведение. В сюжетной ткани его сложное преломление получили обстоятельства так называемого «нечаевского дела»: убийство пятью членами тайного общества «Народная расправа» – С.Г. Нечаевым, П.Г. Успенским, А.К. Кузнецовым, И.Г. Прыжовым, Н.Н. Николаевым – слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова, процесс над большой группой революционеров, проходивший в 1871г. в Петербурге и широко освещавшийся в русской и зарубежной печати. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, его анархистско-индивидуалистическая программа и заговорщицкая тактика, которую Нечаев пытался окружить ложным ореолом революционной романтики.[27;443]
Библиография
1. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 томах. Т 8. - М: Правда, 1982
2. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 томах. Т 9.- М: Правда, 1982
3. Достоевский Ф.М. О русской литературе. - М: Современник, 1987
4. Достоевский Ф.М. Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Челябинск, 1997
5. Алексеев А.А. Трагическое и комическое в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" // Эстетика и метод. Русская литература 1870 - 1990 годов. - Свердловск, 1987. - С.73-85
6. Алексеев А.А. Эстетическая многоплановость Ф.М.Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза. - Екатеринбург, 1991 - С.204-224
7. Алексеев А.А. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М. Достоевского (1866-1881) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1992
8. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей - М., 1990. - С 215-234
9. Бердяев Н. Ставрогин// Alma mater. - 1993. - №5. - С.53-56
10. Буданова Н.Ф. Проблема "отцов" и "детей" в романе "Бесы".// Достоевский. Материалы и исследования, - Л: Наука, 1974. - С.164-189
11. Булгаков С.Н. Русская трагедия// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М., 1990. - С.193-215
12. Бялик Б. К спорам о "Бесах". Полемические заметки// Вопросы литературы. - 1983. - №1. - С.136-176
13. Введенский Александр. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли / Общая редакция и составление Н.К.Гаврюшина. - М, 1994. - С.93-123
14.Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия.//О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М.,1990 - С.164-193
15. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония// Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли/ Общая редакция и составление Н.К. Гаврюшина. - М., 1994 - С.7-19
16. Золотоносов М.А. Случайный человек в "Бесах": генезис, структура, семантика// Содержательность Форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1989 - С.61-83
17. Касаткина Т.А. Эмоционально-ценностная ориентация иронии и ее воплощение в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского //Филологические науки. - М., - 1993. - № 2. - С.69-79
18. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского, - М: Высшая школа, 1989
19. Лобас В. Достоевский. Всемирная история в лицах. Книга II. - М., 2000 - С.172-252
20. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание// Лосский Н. Бог и мировое зло. - М: Республика, 1994 - С.135-169
21. Мережковский Д.С. Пророк русской революции// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М., 1990 - С.86-119
22. Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995 - С.448-579
23.Пивоваров Д.В. Смысл жизни человека//Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова. - М.,2004 - С. 639-641
24. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 1998
25. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение - М: Советский писатель, 1990
26. Сухарев Ю.А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского //Философия и общество. – 1999 - №3. – С.94-109
27. Туниманов В. Примечания // Ф.М. Достоевский "Бесы". Собрание сочинений: В 12 томах, Т 8 - М., 1989. - С.443-448
28. Тюнькин К.Н., Стаханова М.М. Опыт о человеке // Ф.М. Достоевский. Возвращение человека. - М., 1989 - С.5-9
29. Франк Семен. Смысл жизни// Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли / Общая редакция и составление Н.К. Гаврюшина. - М., 1994 - С 489-584
30. Фридлендер Г. Ф.М. Достоевский и его наследие // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 томах. Т 1. Повести и рассказы, 1846-1847 - Л., 1988 - С.5-13
31. Фролов И.Т. О смысле жизни; о смерти и бессмертии человека: (Науч., реал. гуманизм и нравств.-филос. искания в истории русской культуры) - М: Знание, 1985
32. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова - М: Издательство политической литературы, 1991 - С.413
33. Шамма Шахадат (Konstanz). Инсценированные страсти // Логос. - 1999. - № 2. - С.15-20