Дипломная по теме: Проблема смысла жизни в романе Достоевского

Название работы: Проблема смысла жизни в романе Достоевского

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………...3

Глава I Понятие «смысла жизни» и Ф.М. Достоевский......................................................6

§1 Определение понятия «смысл жизни» в русской религиозной философии

рубежа XIX – XX вв……………………………………………………………...6

§2 Взгляд Достоевского на проблему смысла жизни в период с середины

1860-х по 1881 год………………………………………………………………..9

Глава II «Бесы» и проблема смысла жизни……………………………………………….13

§1 Замысел романа «Бесы» Ф.М. Достоевского……………………………..……13

§2 Принцип классификации персонажей романа…………………………………16

§3 Действующие лица романа и проблема смысла жизни……………………….18

3.1 Герои-идеологи………………………………………………………... 18

3.2 Женщины Ставрогина………………………………………………… 30

3.3 Губернское общество…………………………………………………..38

3.4 Кружок нигилистов, «наши»…………………………………………. 44

§4 Авторское отношение…………………………………………………………...49

Заключение……………………………………………………………………………….....53

Библиография……………………………………………………………………………….60

Выдержка:

Введение

«Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?

Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, - оправданы ли эти мечты как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да – то какое? Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, - трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые осуществляющей подлинную жизнь, - есть ли для этого какая-либо твердая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которая обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку на огонь?» [29; 492]

Этот единственный вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Не оставляет равнодушным этот вопрос и великого русского мыслителя и писателя, Федора Михайловича Достоевского.

Таким образом, объектом данной дипломной работы является своеобразие раскрытия Ф. М. Достоевским проблемы смысла жизни в романе «Бесы», предметом – сам роман.

Глава II «Бесы» и проблема смысла жизни

§1 Замысел романа «Бесы» у Достоевского

Пожалуй, нет в мировой литературе другого произведения, которое получило бы столь различные, диаметрально противоположные оценки, какие получил роман Ф. Достоевского «Бесы». За свое более чем вековое существование он уже не раз вызывал и критики осуждения, подобные смертным приговорам, и не знающие меры восторги.

В своей статье «Зачем хроникер в «Бесах»?» Ю. Карякин утверждает:

«Факт беспримерный; уже десятилетиями неуклонно нарастает всемирное признание Достоевского, и суть дела не в славе, а именно в признании, а точнее – в самой тяге к Достоевскому, в неотразимости, неизбывности, неотложности, главное, поставленных им «последних вопросов». Но вот факт еще более поразительный: за последнюю четверть века самым «горячим», самым актуальным произведением не только Достоевского, но и всей мировой классики оказались «Бесы»… Никогда еще не бывало, чтобы одна книга вековой давности так раскалялась, так мощно набирала силу воздействия - из года в год, а сегодня, как никогда прежде, и, похоже, чем дальше, тем больше». [11;130]

«Бесы» – сложное философско-психологическое произведение. В сюжетной ткани его сложное преломление получили обстоятельства так называемого «нечаевского дела»: убийство пятью членами тайного общества «Народная расправа» – С.Г. Нечаевым, П.Г. Успенским, А.К. Кузнецовым, И.Г. Прыжовым, Н.Н. Николаевым – слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова, процесс над большой группой революционеров, проходивший в 1871г. в Петербурге и широко освещавшийся в русской и зарубежной печати. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, его анархистско-индивидуалистическая программа и заговорщицкая тактика, которую Нечаев пытался окружить ложным ореолом революционной романтики.[27;443]

Библиография

1. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 томах. Т 8. - М: Правда, 1982

2. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 томах. Т 9.- М: Правда, 1982

3. Достоевский Ф.М. О русской литературе. - М: Современник, 1987

4. Достоевский Ф.М. Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Челябинск, 1997

5. Алексеев А.А. Трагическое и комическое в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" // Эстетика и метод. Русская литература 1870 - 1990 годов. - Свердловск, 1987. - С.73-85

6. Алексеев А.А. Эстетическая многоплановость Ф.М.Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза. - Екатеринбург, 1991 - С.204-224

7. Алексеев А.А. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М. Достоевского (1866-1881) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1992

8. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей - М., 1990. - С 215-234

9. Бердяев Н. Ставрогин// Alma mater. - 1993. - №5. - С.53-56

10. Буданова Н.Ф. Проблема "отцов" и "детей" в романе "Бесы".// Достоевский. Материалы и исследования, - Л: Наука, 1974. - С.164-189

11. Булгаков С.Н. Русская трагедия// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М., 1990. - С.193-215

12. Бялик Б. К спорам о "Бесах". Полемические заметки// Вопросы литературы. - 1983. - №1. - С.136-176

13. Введенский Александр. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли / Общая редакция и составление Н.К.Гаврюшина. - М, 1994. - С.93-123

14.Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия.//О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М.,1990 - С.164-193

15. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония// Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли/ Общая редакция и составление Н.К. Гаврюшина. - М., 1994 - С.7-19

16. Золотоносов М.А. Случайный человек в "Бесах": генезис, структура, семантика// Содержательность Форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1989 - С.61-83

17. Касаткина Т.А. Эмоционально-ценностная ориентация иронии и ее воплощение в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского //Филологические науки. - М., - 1993. - № 2. - С.69-79

18. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского, - М: Высшая школа, 1989

19. Лобас В. Достоевский. Всемирная история в лицах. Книга II. - М., 2000 - С.172-252

20. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание// Лосский Н. Бог и мировое зло. - М: Республика, 1994 - С.135-169

21. Мережковский Д.С. Пророк русской революции// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. - М., 1990 - С.86-119

22. Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995 - С.448-579

23.Пивоваров Д.В. Смысл жизни человека//Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова. - М.,2004 - С. 639-641

24. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 1998

25. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение - М: Советский писатель, 1990

26. Сухарев Ю.А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского //Философия и общество. – 1999 - №3. – С.94-109

27. Туниманов В. Примечания // Ф.М. Достоевский "Бесы". Собрание сочинений: В 12 томах, Т 8 - М., 1989. - С.443-448

28. Тюнькин К.Н., Стаханова М.М. Опыт о человеке // Ф.М. Достоевский. Возвращение человека. - М., 1989 - С.5-9

29. Франк Семен. Смысл жизни// Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли / Общая редакция и составление Н.К. Гаврюшина. - М., 1994 - С 489-584

30. Фридлендер Г. Ф.М. Достоевский и его наследие // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 томах. Т 1. Повести и рассказы, 1846-1847 - Л., 1988 - С.5-13

31. Фролов И.Т. О смысле жизни; о смерти и бессмертии человека: (Науч., реал. гуманизм и нравств.-филос. искания в истории русской культуры) - М: Знание, 1985

32. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова - М: Издательство политической литературы, 1991 - С.413

33. Шамма Шахадат (Konstanz). Инсценированные страсти // Логос. - 1999. - № 2. - С.15-20

Похожие работы на данную тему