Введение:
Дипломная работа посвящена рассмотрению словесного воплощения образа-концепта «зима» в стихотворных текстах И. Бродского и обоснованию понятия образа-концепта как самодостаточной области поэтических смыслов, синтезирующей концептуально и художественно значимое содержание.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, продолжением формирования концептуального направления в изучении художественного текста как единого целого и сложностью лингвистической интерпретации образа в аспекте идиостиля [Леденёва 1999; 2001]; во-вторых, единичным характером обращений к наследию одного из самых сложных поэтов XX века в когнитивном и лингвостилистическом аспекте [Ахапкин 2000; Петрова 2001; Орлова 2002] и, в-третьих, тем, что, применительно к творчеству Бродского данный образ практически не изучен.
Объектом исследования является вербальное воплощение образа-концепта «зима» во всех стихотворных русскоязычных текстах поэта, предметом – лингвостилистические особенности реализации образа-концепта и его лексическая репрезентация.
Цель исследования заключается в изучении и описании особенностей словесно-художественного воплощения образа-концепта «зима» в творчестве Бродского и установлении способов реализации данного образа-концепта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить все контексты, в которых осуществляется многогранная реализация образа-концепта «зима».
2) На основе контекстуального анализа определить характер и число функциональных групп, в рамках которых совершается раскрытие образа-концепта.
3) Выявить сквозные смысловые комплексы, сопутствующие раскрытию образа.
4) Определить семантические и художественные особенности реализации каждой функциональной группы и образа-концепта в целом.
5) Реконструировать соотносимую с образом тематическую группу и установить её связь с тем или иным концептом творчества Бродского (предположительно – «время» и «язык»).
Материалом исследования является русскоязычная лирика И. Бродского (более 570 произведений разных жанров). Проанализировано 156 стихотворений, связанных с воплощением образа-концепта «зима», то есть более 500 контекстов.
Методы исследования. Цель и задачи работы обусловили комплексную методику анализа материала, включающую семантико-стилистический, компонентный, контекстологический и когнитивный анализ.
Научная новизна исследования определяется его тесной связью с лингвистическими направлениями изучения художественного текста и заключается в следующем:
Глава 2:
Последняя по следованию, но не по значимости группа призвана раскрыть те особенности семантики, которые представляют зиму как один из сезонов годового цикла. В основном специфику этого представления определяет антиномичность данного времени года. С одной стороны, зимою год завершается, с другой – начинается. Кроме того, по климатическим показателям зима в России почти никогда не укладывается в традиционные три месяца. Следовательно, и конец, и начало года занимают фактически равное количество времени. Причём, говоря о «начале», необходимо отметить его именно календарный смысл, поскольку оно ещё практически не связано с возвращением природы к жизни. В таком ракурсе нам показалось целесообразным представить весь языковой материал в составе двух подгрупп: I. Приход и уход зимы; II. Место зимы среди других времён года.
Сквозные смысловые комплексы: 1) Сон (дневное и ночное сновидение): зима, весна/август и май – персонажи сна (2, 71) – видимо, названия месяцев употреблены в ряду времён года во многом в связи с особенностями метрики. Однако не исключено, что август и май, логически не вполне согласуемые с предшествующей парой, подобраны по принципу сумбурного перечисления, которое ориентировано на воссоздание представления о всех временах года вообще; характерно также, что первую позицию занимает именно зима. Земные циклы, детерминирующие сознание и поступки человека, нивелируются мотивом сна-жизни, восходящем ещё к мифологической традиции. Примечательно, что в остальном творчестве Бродского реализуется связь сна именно с образом зимы; + клонясь ко сну,/я вижу за окном кончину/зимы; и не найти весну (2, 390) – конец зимы лексически описан в русле обращения к полю жизненного человеческого цикла. Однако существительное кончина выступает здесь скорее не как синоним смерти, а как сниженный вариант существительного конец (в значении, имеющем отношение не к завершению существования, а к завершению действия); 2) Одиночество/утраты: Так чувствуешь всё чаще в сентябре,/что все мы приближаемся к поре/безмерной одинокости души (1, 92).
I. Сейчас сентябрь, потом придёт зима (1, 81) – спокойная интонация этого утверждения (объективизированный временной ряд сейчас-потом) делают совершенно естественным отнесением остальных осенних месяцев к зиме – не календарной, но климатической; + И потом наступает осень, за ней – зима (3, 120) – в этом примере присутствует всё тот же тон – ровный, спокойный, «сдержанный»; + зимою ли, летом, весною/и в осенних полях – это всё остаётся со мною (1, 144) – ещё один пример, в котором ряд перечислений открывается упоминанием зимы. Этим эксплицируется особый статус зимы в составе сезонного цикла. Зима служит своеобразным фоном, на котором идентифицируются остальные времена года, ибо её позиция, как уже отмечалось, двунаправлена. Кроме того, выражено, что память о самом дорогом становится особенно значимой в контексте существования такого явления, как зима; + придёт зима, безжалостно крутя/осоку нашей кровли деревянной (2, 125) – лирический герой не озадачен целенаправленной подготовкой к зиме, однако он без сомнений констатирует её губительный характер; + А ветер им [кустам] – «Грядёт зима!» (1, 220) + Откуда к нам пришла зима/не знаешь ты, никто не знает…Все говорят – пришла зима. Но не поймут откуда (1, 187) – онтологические истоки зимы, явно представленной здесь шире чем конкретный сезон, остаются неясными. Этот пример вновь демонстрирует, что у Бродского зима методично становится абстрактным именем; + пришла зима (2, 102) + Замужество. Однако в ВВС/ужасно уважается невинность,/возводится в какой-то абсолют./И этот род схоластики виной/тому, что она чуть не утопилась./Нашла уж мост, но грянула зима…/И вновь она к прилавку торопилась (3, 317) – здесь мы наблюдаем ироничное как в содержательном, так и в стилистическом плане (характерные инверсии, соседство представителей различных пластов лексики) осмысление судьбоносной функции зимы в аспекте временного прекращения деятельности смерти. Ср. этот пример с трогательным и оптимистичным образом из контекста (1, 144) в подгруппе Длительность времени; + в феврале далеко до весны (2, 23) + Миновала зима. Весна
Заключение:
1. Образ-концепт является самостоятельной сущностью идиостиля, раскрывающей конкретные семантико-стилистические детали и индивидуальные художественные особенности. Его реализация как единого целого обусловливает возможность развёрнутого упорядоченного лингвистического описания фрагмента поэтического мира и выявление соотнесённости с тем или иным концептом (концептами).
2. Образ-концепт «зима» в творчестве И. Бродского раскрывается в рамках восьми функциональных групп (Снег, Холод, Время, Пространство, Творчество, Свет-Тьма, Звук-Тишина, Зима как сезон) и сопутствующих им восьми сквозных смысловых комплексов (Сон, Нарушение/неопределённость, Потенциальное безумие, Страдание, Одиночество и утраты, Изгнание, Пустота, Сакральность). Данный образ-концепт стабильно воплощён во всём творчестве поэта и является своеобразным «объединяющим началом» для двух ключевых концептов поэзии Бродского – «время» и «язык».
Так, именование температурной характеристики переносно атрибутируется не только с точки зрения её метеорологических особенностей, но и эмоционально (как враждебная противоестественная стихия). И лирический герой, и окружающий его мир практически не защищены от воздействий зимней среды. Однако если для физического мира эти воздействия губительны, но восполнимы, то лирический герой явственно ощущает свою человеческую обречённость перед необратимым временем. Это находит выражение при одновременной актуализации таких взаимодействующих друг с другом смысловых структур, как зима, время, судьба, смерть и устанавливает связь между воплощением образа-концепта «зима» и концептом «время».
Взаимодействие образа-концепта с концептом «язык» выражено, в частности, посредством того, что: 1) зима обладает не только антропоморфными чертами, но и «лингвокреативностью»: она приобретает способность расставлять графические пунктуационные знаки (скобки); 2) описание зимнего пространства происходит в терминах текста; 3) в «зимнем» тексте Бродского такой отрицательной сущности, как тишина, противопоставлены различные источники и типы звуков. Из них действительно желанными и в аксиологическом плане наиболее ценными являются пенье, голос и речь – представители словесной темы Творчества.
3. Важной особенностью семантической структуры «зимних» текстов Бродского является тесная взаимосвязь членов тематической группы, относящейся к образу-концепту «зима», и контекста (как в рамках отдельно взятого текста, так и в межтекстовых ассоциативных отношениях). Внутри единого «зимнего» текста существует система межтекстовых автоцитат и повторов, устанавливающая высокую концетрацию семантических признаков, характерных для реализации образа-концепта «зима».
4. Количественное распределение сквозных смысловых комплексов в структуре образа-концепта оказывается неравноценным. С этой точки зрения наиболее представительной группой является Пространство, а в группе Холод и трёх подгруппах (Литературные реминисценции, Темнота, Естественные источники света) выявлено только по одному смысловому комплексу. На основе проведённого анализа можно утверждать, что Пустота, Одиночество и Изгнанничество характеризуются всеобщей идиостилевой принадлежностью, тогда как остальные сквозные комплексы типичны именно для «зимнего» текста И. Бродского.