Дипломная по теме: Образ-концепт зима в поэзии И. Бродского

Название работы: Образ-концепт зима в поэзии И. Бродского

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................2

ГЛАВА 1. Теоретические проблемы исследования художественного текста в современной лингвистике .….…........................................5-24

1.1 Концептуальный анализ и специфика его реализации при исследовании художественного текста .................................................5

1.2 Художественный образ и его понимание в современной лингвистике ..……………….................................................................12

ГЛАВА 2. Образ-концепт «зима» в творчестве И. Бродского

………………………………………………………………………24-65

2.1 Творчество И. Бродского как предмет лингвистического исследования ………………………………………………….............24

2.2 Образ-концепт «зима»: аспекты семантико-стилистического анализа ..………………………………………………………………..25

2.3 Функциональная группа Снег….....................................................26

2.4 Функциональная группа Холод…………………………………..31

2.5 Функциональная группа Время…………………………………..33

2.6 Функциональная группа Пространство………………………….39

2.7 Функциональная группа Творчество……………………………..49

2.8 Функциональная группа Свет-Тьма……………………………...55

2.9. Функциональная группа Звук-Тишина………………………….59

2.10 Функциональная группа Зима как сезон……………………......63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................66

Список источников исследования и использованной литературы........................................................................................68-77

Выдержка:

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, продолжением формирования концептуального направления в изучении художественного текста как единого целого и сложностью лингвистической интерпретации образа в аспекте идиостиля [Леденёва 1999; 2001]; во-вторых, единичным характером обращений к наследию одного из самых сложных поэтов XX века в когнитивном и лингвостилистическом аспекте [Ахапкин 2000; Петрова 2001; Орлова 2002] и, в-третьих, тем, что, применительно к творчеству Бродского данный образ практически не изучен.

Объектом исследования является вербальное воплощение образа-концепта «зима» во всех стихотворных русскоязычных текстах поэта, предметом – лингвостилистические особенности реализации образа-концепта и его лексическая репрезентация.

Цель исследования заключается в изучении и описании особенностей словесно-художественного воплощения образа-концепта «зима» в творчестве Бродского и установлении способов реализации данного образа-концепта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить все контексты, в которых осуществляется многогранная реализация образа-концепта «зима».

2) На основе контекстуального анализа определить характер и число функциональных групп, в рамках которых совершается раскрытие образа-концепта.

3) Выявить сквозные смысловые комплексы, сопутствующие раскрытию образа.

4) Определить семантические и художественные особенности реализации каждой функциональной группы и образа-концепта в целом.

5) Реконструировать соотносимую с образом тематическую группу и установить её связь с тем или иным концептом творчества Бродского (предположительно – «время» и «язык»).

Материалом исследования является русскоязычная лирика И. Бродского (более 570 произведений разных жанров). Проанализировано 156 стихотворений, связанных с воплощением образа-концепта «зима», то есть более 500 контекстов.

Методы исследования. Цель и задачи работы обусловили комплексную методику анализа материала, включающую семантико-стилистический, компонентный, контекстологический и когнитивный анализ.

Научная новизна исследования определяется его тесной связью с лингвистическими направлениями изучения художественного текста и заключается в следующем:

Лексическим центром этого объединения является тематическая группа, которую образуют названия зимних климатических явлений, связанных, в основном, с температурными значениями. В неё входят представители синонимического ряда холод, мороз, стужа и члены их словоизменительной парадигмы, а также члены словообразовательного гнезда лексемы мороз. Во включённых в эту группу контекстах погодные явления являются, в том числе, активными субъектами действий, производимых над окружающим миром. Все контексты этой группы можно квалифицировать как: I. Обозначение характеристик пространства и времени; номинации, соотносимые с температурными показателями; II. Тропеическое обозначение самих явлений и подверженных их воздействию реалий; свойства, которыми эти явления наделяются в поэтическом мире Бродского.

Сквозные смысловые комплексы.

1) Страдание: деревьям…теперь дрожать…на холоду/страдать у перекрёстков на виду (1, 126).

I. по земле холодной (1, 118) + город холоден (1, 126) + замёрзший город (4, 114) + город, мёрзнущий у моря (3, 201) + в холодную пору (2, 9) + в морозном небе (3, 135) + морозное небо (4, 81) + в феврале собачий/холод (2, 243) + сильный мороз (3, 197) + Какие предстоят нам холода (1, 26) – данный пример отнесён именно в эту подгруппу в связи с тем, что грядущие холода, о которых говорит поэт, изначально расцениваются как признак состояния зимней природы в целом – и с точки зрения сезонности, и с точки зрения изменения качества пространства. Вероятнее, что употребление существительного холод во множественном числе (как и существительного снег) есть случай перехода количества, выражаемого формой слова, в качество; + повсюду холод (1, 133) + тянет стужей (4, 90) + вторженье стужи (2, 379) – здесь имеет место семантическая двуплановость, отражающая как частично узуальный, так и авторско-окказиональный смысл сочетания (см. [МАС I:240]). Очевидно, что, помимо значения пространственности, вторженье стужи связано с областью эмоционального, так как зима является для Бродского не просто временем года, но сущностью, характеризующей определённое экзистенциальное состояние. Это состояние возникает хотя и закономерно, но во многом вопреки воле человека.

II. Мёрзнущая, сырая/человеческая свинина (3, 193) + холод слетает с неба/на парашюте (3, 200) + злой мороз (3, 197) – именование температурной характеристики переносно атрибутируется не только с точки зрения её метеорологических особенностей (очень низкая температура воздуха), но и эмоционально (как враждебная противоестественная стихия); + два следующих примера эксплицируют эти оттенки смысла метонимически: цусима крещенских морозов (3, 203) + мороз блокады (2, 187) + Такой мороз, что коль убьют, то пусть/из огнестрельного оружья (3, 34) + в морозном воздухе…око…глядит далёко (3, 209) – если снегопад препятствует различению даже неудалённых предметов, то морозный воздух в силу традиционно свойственной ему чистоты улучшает условия видимости. Причём эта особенность касается не только внешнего физического мира, но и распространяется на внутренний мир человека. В переносном смысле фраза око глядит далёко может означать приближенность к верному важному знанию метафизического свойства; + В воздухе – сильный мороз и хвоя (1, 147) + Под фонарём стоял мороз у входа…Под фонарём стоял глашатай стужи…И дверь он запер на цепочку лет (2, 116) – мороз мыслится как некое одушевлённое существо, которое останавливает ход земного времени и означает тем самым конец человеческой жизни. Не исключено, что данное олицетворение может быть связано с известной фольклорной традицией. Приём олицетворения используется и в следующем контексте. Дейктическое слово фиксирует ретроспективный центр (стихотворение написано через шесть лет после вынужденной эмиграции), которым является оставленная в другом полушарии огромная страна: Там принуждали носить пальто,/ибо холод лепил/тело, забытое теми, кто/раньше его любил (3, 177) + холод/демонстрирует качества силуэта-/особенно, если предмет немолод (4, 22) – в этом контексте возникает одна из ассоциативно сопряжённых с образом-концептом «зима» сема старение.

Итак, можно говорить о повышенной лингвопоэтической значимости такого представителя «зимнего» текста, как холод (и его синонимов). Температурный семантический компонент является отправной точкой для развития инвариантных экзистенциальных смыслов. И лирический герой, и окружающий его мир практически не защищены от воздействий зимней среды. Однако если для физического мира эти воздействия губительны, но восполнимы, то лирический герой явственно ощущает свою человеческую обречённость перед необратимым временем. Это и устанавливает связь между воплощением образа зимы и концептом «время».

Похожие работы на данную тему