Институт гражданской службы занимает центральное место в обеспечении функционирования государства и его взаимодействия с обществом. Изменение общественных отношений, регулируемых законодательством о гражданской службе, влечет за собой изменение требований, предъявляемых к гражданской службе как правовому институту.
В настоящее время в большинстве государств мира предпринимаются попытки совершенствования не только организационной структуры гражданской службы, но и механизмов осуществления властных полномочий служащих. Проблемными с точки зрения административно-правовой науки остаются вопросы принципов и методов регулирования гражданской службы, определения приоритетных направлений ее развития и эффективности законодательства о гражданской службе, в связи с чем вопрос реформ гражданской службы в США является достаточно актуальным с точки зрения рассмотрения исторического опыта модернизации системы гражданской службы.
Таким образом, законодательство США весьма эффективно решает задачу ограничения роста численности гражданских служащих. Параграф 413 Свода законов США устанавливает, что общая численность старших руководителей не должна превышать 10 777 человек. Каждые два года соответствующие органы обращаются в Службу управления персоналом с заявками на утверждение общего числа лиц высшего руководящего состава.
Принципы системы заслуг и институт запрещенных кадровых практик формируют законодательную основу базовых элементов правового статуса публичных служащих. В ряде случаев их нормы пересекаются, однако в своей совокупности они представляют собою два источника, как прямо, так и косвенно устанавливающих права и обязанности публичных служащих.