Введение
Актуальность проблемы обусловлена тем, что гармония в семье — это фундамент для неблагополучия, как в личной жизни, так и в общественной, это нравственное и физическое здоровье, это уверенность в завтрашнем дне. Даже здорового и преуспевающего в служебных делах человека мы не можем назвать счастливым, если в его семье нет любви, теплой атмосферы, взаимопонимания и уважения. Между тем в семьях — между родителями и детьми — порой складываются весьма сложные отношения. Понимание в такой семье сводится к нулю. И этому есть свои причины.
Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье укрепляется здоровье детей, развиваются их задатки и способности, родители заботятся об их образовании, развитии ума, воспитании граждан, решают их судьбу и будущее. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.
*
*
*
Глава 2. Исследование взаимоотношений подростков и родителей
2.1 Описание целей и метода исследования
Рассматривая теоретический аспект проблемы взаимодействие детей подросткового возраста и родителей, и изучив, имеющийся опыт психологии и педагогики по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, возникла необходимость проведения исследования, которое бы подтвердило нашу гипотезу о том, что качество взаимодействия детей подросткового возраста и родителей зависит от стиля семейного воспитания, особенностей детско-родительских отношений и стратегии поведения родителей и детей в ситуации конфликта.
При этом частными гипотезами являются:
1. высокая эффективность взаимодействия «родители – ребенок» характеризуется авторитетной стратегией воспитания, стратегии поведения в конфликтной ситуации «компромисс» или «сотрудничество», как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. При этом родительское отношение к ребенку характеризуется: принятием ребенка, стремлением взрослых к сотрудничеству и единению с ребенком, способностью поддержать ребенка в трудной ситуации.
*
*
*
Заключение
Рассматривая проблему психологических основ достижения эффективного взаимодействия между родителями и детьми подросткового возраста в условиях семьи нами были сделаны следующие выводы:
- В современной семье важным аспектом воспитания является достижение качественного взаимодействия между родителями и детьми. Наличие взаимопонимания обеспечивает профилактику конфликтов в семье, развитию у детей таких нежелательных личностных черт, как агрессивность, тревожность и т.д.
- Особую остроту данная проблема приобретает в кризисные периоды развития ребенка, особенно в подростковом возрасте.
- Достижение взаимопонимания между родителями и детьми является сложным явлением, которое может достигаться при соблюдении ряда рекомендаций, как для родителей, так и для детей. О том, что люди разных поколений не всегда понимают друг друга, известно испокон веков. На самом деле отцы и матери способны понять многое, если им грамотно объяснить свои предпочтения и взгляды.