Введение:
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Глава 2:
Следует также подробнее рассмотреть работу психолога с педагогами, которая является одним из направлений профилактики подростковой агрессивности. Для работы с педагогическим коллективом мы предлагаем тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными подростками. Данный тренинг состоит из нескольких встреч, цель которых - дать участникам первичное представление об особенностях работы с агрессивными подростками. Эти материалы могут быть использованы как для проведения тренинга, так и для построения тематических педсоветов, семинаров и практических занятий для педагогов. Основная форма проведения занятий это практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с агрессивными подростками. Причем работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе обозначен как "мини-лекция").
Кроме этого в работе используется множество игр и практических упражнений. Некоторые упражнения используются при каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает определенную атмосферу и благоприятный психологический климат. Во время проведение процедуры обратной связи педагоги часто отмечают, что участие в подобных ритуалах помогает им почувствовать и осознать необходимость их использования в дальнейшей работе с подростками. Описание упражнений используемых при проведении каждой встречи приведен в приложении 4.
Приведем примерное содержание программы тренинга эффективного взаимодействия с агрессивными подростками
Занятие 1
1.1. Давайте познакомимся.
1.2. Мини-лекция "Что такое агрессивность?"
1.3. Упражнение "Портрет агрессивного подростка"
1.4. Игровое упражнение "Шла Саша по шоссе".
1.5. Игра "Обзывалки"
1.6. Упражнение "Скорая помощь"
1.7. Психологический практикум.
1.8. Обратная связь
Занятие 2
2.1. Приветствие
2.2. Мини-лекция" Как помочь агрессивному подростку"
2.3. Упражнение " Работа с гневом"
2.4. Упражнение на развитие эмпатии.
2.5. Упражнение письмо от имени агрессивного подростка.
2.6. Упражнение "Рисуют дети"
2.7. Психологический практикум
2.8. Обратная связь.
Занятие 3.
Заключение:
В данной работе мы попытались изучить возможности диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование показало справедливость выдвинутых гипотез, позволило решить поставленные задачи, в частности, разработать программу коррекции и профилактики агрессивности у детей подросткового возраста. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Важность разработки диагностических и коррекционных программ применительно к агрессивному поведению подростков обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в этом возрасте.
2. Проведенный теоретический анализ показал, что на формирование и развитие агрессивности у подростка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения.
3. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка являются особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения подростка кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, сверстниками.