Дипломная по теме: Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности младших школьников

Название работы: Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения младших школьников

7

§ 1. Механизмы формирования нарушений поведения в онтогенезе 7

1.1. Возрастные особенности проявления агрессии 7

1.2. Гендерные особенности проявления агрессии 13

1.3. Устойчивость агрессивного поведения 19

§ 2 Истоки и причины детской агрессивности 21

2.1. Влияние семьи и семейных взаимоотношений на формирование

агрессивности у детей

22

2.2. Роль средств массовой информации в формировании агрессивного

поведения

26

2.3. Влияние видеоигр на формирование агрессивного поведения 29

§ 3. Основные направления коррекции детской агрессивности 31

3.1. Сказкотерапия как средство снижения детской агрессивности 31

3.2. Возможности арт-терапии для коррекции детской агрессивности 36

3.3. Использование гештальт-подхода для коррекции детской агрессивности

40

3.4. Снижение агрессивности детей посредством игры 43

Глава 2. Экспериментальное исследование возможности коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии

47

2.1. Организация экспериментального исследования 47

2.2. Содержание коррекционной программы 54

2.3. Анализ результатов исследования 60

Заключение 68

Список литературы 71

Приложения

Выдержка:

Введение

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей взаимоотношений между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.

В последние десятилетия серьёзную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.

В начальной школе часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми младшего школьного возраста.

Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

2.3. Влияние видеоигр на формирование агрессивного поведения детей

С момента своего появления электронные игры неизменно остаются популярными среди детей и молодёжи. Однако вместе с ростом их популярности возрастает и беспокойство со стороны родителей и педагогов по поводу пристрастия детей к играм агрессивного содержания.

Вероятно, можно провести параллель и найти обще между эффектами от просмотра агрессивных телевизионных программ и от увлечения видеоиграми. Поэтому при рассмотрении влияния видеоигр с насильственным содержанием на агрессивность детей необходимо в большей мере опираться на результаты исследований эффектов телевизионного насилия .

Научные работы, основывающиеся на исследовании самих видеоигр, указывают на стойкую причинную связь между агрессивными играми и проявлениями агрессии у детей. Хотя в них признаётся и тот факт, что проведённых лабораторных исследований было недостаточно. Тем не менее они показывают, что существует некоторая тенденция к повышению агрессии после игры или наблюдения за агрессивной игрой. Однако в экспериментах, в которых пытались несколько иначе подойти к исследованию агрессии, эта тенденция не была выявлена.

Список литературы

1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004.

2. Алешкин, И. И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Материалы VI Ежегодной Всерос. науч.-практич. конф. "Психология в школе: практический психолог профессия нового века". – СПб, 2001.

3. Аликина Н. В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики. – Киев, 1991.

4. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников. – М.: Глобус, 2007.

5. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001.

6. Бреслав Г. Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.

9. Выготский Л. С. Детская психология. – М., 2004.

10. Долгова А. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.

11. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – М.: ДНК, 2002.

12. Зеньковский, В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерпии. – СПб: Речь, 2000.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007.

16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.

17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. 2005.

18. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся, играя. – М., 2009.

19. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

20. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: "Олма-Пресс", 2005.

21. Коношенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. – М.: Эксмо, 2003.

22. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2007.

23. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004.

24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. 2003.

25. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб, 2005.

26. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

27. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. 2005.

28. Методы современной психотерапии: Учебное пособие. / Сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. – М.: Независимая фирма "Класс", 2000.

29. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.

30. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2000.

31. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: Сфера, 2002.

32. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: ИД "Форум", 1997.

33. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. – СПб., 1995.

34. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1978.

35. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.

36. Романов А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей: Диагностические и коррекционные методики: Пособие для дефектологов, воспитателей, родителей. – М.: Школьная пресса, 2003.

37. Сакович Н. А. Игры в тигры: сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.

38. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007.

39. Семенака С. И. Телевидение и детская агрессия. – М.: АМК и ПРО, 1999.

40. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

41. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. – М., 1999.

42. Тимошенко Г., Леоненко Е. Стратегии и тактики психотерапии. – М.: Психотерапия, 2007.

43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М., 1999.

44. Фурманов И. А. Агрессивность и её проявление в детском возрасте. – Мн., 1994.

45. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн., 1996.

46. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., 1992.

47. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2002.

48. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. 2002.

Похожие работы на данную тему