Введение
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей взаимоотношений между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.
В последние десятилетия серьёзную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.
В начальной школе часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми младшего школьного возраста.
Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.
2.3. Влияние видеоигр на формирование агрессивного поведения детей
С момента своего появления электронные игры неизменно остаются популярными среди детей и молодёжи. Однако вместе с ростом их популярности возрастает и беспокойство со стороны родителей и педагогов по поводу пристрастия детей к играм агрессивного содержания.
Вероятно, можно провести параллель и найти обще между эффектами от просмотра агрессивных телевизионных программ и от увлечения видеоиграми. Поэтому при рассмотрении влияния видеоигр с насильственным содержанием на агрессивность детей необходимо в большей мере опираться на результаты исследований эффектов телевизионного насилия .
Научные работы, основывающиеся на исследовании самих видеоигр, указывают на стойкую причинную связь между агрессивными играми и проявлениями агрессии у детей. Хотя в них признаётся и тот факт, что проведённых лабораторных исследований было недостаточно. Тем не менее они показывают, что существует некоторая тенденция к повышению агрессии после игры или наблюдения за агрессивной игрой. Однако в экспериментах, в которых пытались несколько иначе подойти к исследованию агрессии, эта тенденция не была выявлена.
Список литературы
1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004.
2. Алешкин, И. И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Материалы VI Ежегодной Всерос. науч.-практич. конф. "Психология в школе: практический психолог профессия нового века". – СПб, 2001.
3. Аликина Н. В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики. – Киев, 1991.
4. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников. – М.: Глобус, 2007.
5. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001.
6. Бреслав Г. Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.
8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.
9. Выготский Л. С. Детская психология. – М., 2004.
10. Долгова А. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
11. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – М.: ДНК, 2002.
12. Зеньковский, В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерпии. – СПб: Речь, 2000.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. 2005.
18. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся, играя. – М., 2009.
19. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
20. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: "Олма-Пресс", 2005.
21. Коношенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. – М.: Эксмо, 2003.
22. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2007.
23. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004.
24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. 2003.
25. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб, 2005.
26. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
27. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. 2005.
28. Методы современной психотерапии: Учебное пособие. / Сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. – М.: Независимая фирма "Класс", 2000.
29. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2000.
31. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: Сфера, 2002.
32. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: ИД "Форум", 1997.
33. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. – СПб., 1995.
34. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1978.
35. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.
36. Романов А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей: Диагностические и коррекционные методики: Пособие для дефектологов, воспитателей, родителей. – М.: Школьная пресса, 2003.
37. Сакович Н. А. Игры в тигры: сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
38. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007.
39. Семенака С. И. Телевидение и детская агрессия. – М.: АМК и ПРО, 1999.
40. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
41. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. – М., 1999.
42. Тимошенко Г., Леоненко Е. Стратегии и тактики психотерапии. – М.: Психотерапия, 2007.
43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М., 1999.
44. Фурманов И. А. Агрессивность и её проявление в детском возрасте. – Мн., 1994.
45. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн., 1996.
46. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., 1992.
47. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2002.
48. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. 2002.