Введение
Актуальность исследования. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии. Изучение агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только конкретного индивидуума, но и всего общества в целом. Агрессивность в наше время стала реальной проблемой общества.
Проблема агрессивности детей и подростков является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
2. Эмпирическое исследование гендерных различий уровня агрессивности у подростков
2.1. Организация и методы исследования уровня агрессии в подростковом возрасте
Целью данного исследования явилось изучение гендерных различий уровня агрессивности у подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 14 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков:
а) у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается чаще, чем у девочек;
б) необходимым условием эффективности коррекции подростковой агрессивности является участие родителей, психологов и педагогов в коррекционных мероприятиях.
Исследование проводилось на базе школы № 36 города Тулы. В беседе с классным руководителем по внешним признакам мы выделили группу агрессивных подростков в количестве 40 человек – 20 мальчиков и 20 девочек.
Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков была использована комплексная психодиагностика методика исследования личностных качеств Басса-Дарки и диагностика враждебности - шкала Кука – Медлей, для определения форм проявления агрессии использовался тест С. Розенцвейга «Рисуночная ассоциация».
Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению [20, с. 80-84].
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высшей школы – М.: Аспект – Пресс, 2007
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е издание, перераб. – СПБ.: Из-во Михайлова В.А., 2008
3. Алексеева М.Л. Дригус М.Т. Исследования мотивационной сферы личности подростка. В кн..: Изучение личности подростка.- М.: Наука, 2004
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. Введение в психологию /Пер. с англ. под ред. В.П. Зинченко.-М.: Тривола, 2007
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях.- М.: Прогресс, 2005
6. Баранова Н. Психокоррекция агресивности и конфликтности у подростков //Психолог.-2005.-№36
7. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия //Вестник психоциальной и коррекционной работы.-2005.-№3.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.-СПб: Прайм-Еврознак, 2002
9. Берн Ш. Гендерная психология.-СПб: Питер, 2001
10. Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб: Питер, 2007
11. Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин//Практикум по социальной психологии/Под ред. Пайнс Э., Маслач К. СПб: «Питер», 2000. с.168-181.
12. Божович Л.И. Личность и её формирования в детском возрасте. С.-Пб., 2001
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике», С.-Пб., 2003
14. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.
15. В мире подростка /Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Медицина, 2002
16. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. М.: МГУ, 2000
17. Ганова Л.А. Феномен агрессивности и особенности личности //Вопросы общей и дифференциальной психологи: Сб-к научных трудов.Вып.2.-М, 2008
18. Гокина Л. Агрессивное поведение детей – это шаг к помощи //Психолог.-2007.-№13-15.
19. Головей Л.А. Практика для возрастной психологии. - СПБ.: «Речь». 2002
20. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002.
21. Дреева Ж.Ю. Роль компьютерных игр в формировании агрессивной личности //Психология ХХI века: Тезисы Международной межвузовской студенческой научно-практической конференции.-СПб, 2000
22. Емельянова Л.К. Влияние семьи на воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе.-М.; Просвещение, 2003
23. Заброцький М.М. Возрастная психология: Учен.. Пособник.-К.: МАУП, 2008
24. Занюк С.С. Психология мотивации: Учебное пособие.- К.: Лебедь, 2002
25. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.- М.: Просвещение, 2003
26. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с анг. А Талтыбаева.-СПб.: Питер, 2005
27. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.-СПб.:Питер, 2005
28. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.-СПб.: Питер, 2004
29. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 2005
30. Киселева А.В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения //Психологическая диагностика.-2005.-№1
31. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореферат дис…канд. наук.0СПб, 2006.
32. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты //Социально-гуманитарные знания.- 2004.-№2
33. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.-СПб.: СпбГУ, 2000
34. Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 2007
35. Кон И. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 2000
36. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. «Отрочество как этап жизни…», М., 2004
37. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. «Нравственность, агрессия, справедливость», М., 2005
38. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ.// Вопросы психологии. - 2008
39. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.-СПб.: СпбГУ, 2000
40. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста //Психолог.-2003.-№42
41. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2006.
42. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» //Воспитание школьников.-2004.-№6
43. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996
44. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.-СПб:Питер, 2000
45. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений:
46. В 3-х кн. Кн.2. М.: ВЛАДОС, 2005
47. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.
48. Осницкий А.К. «Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности», М., 2007
49. Основы психологии. Практикум. /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Д: Феникс, 2003
50. Паренс Генри Агрессия наших детей.- Просвещение, М., 2003
51. Психология затрудненного общения Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. – Москва. – 2001
52. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал.-2006.-№ 5.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2003
54. Раттер М. «Помощь трудным детям», М., 2004
55. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии: журнал.// М.: 2002, №5
56. Рыбалко Е.Ф. Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 2006
57. Семенюк Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции.-М.: Педагогика, 2006
58. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Тринста, 2004
59. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
60. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшая школа, 2000.
61. Хекхаузен Х. Агрессия //Мотивация и деятельность.- М., 2006.- т.1.
62. Холличер В. «Человек и агрессия», М., 2002
63. Штайпер К. Сценарий жизни людей. Школа Эрина Бёрна. – СПБ.: Питер, 2003
64. Что мы знаем о подростковом возрасте //Школьный мир.-2002.-№25
65. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2007