Введение
Российская экономика на современном этапе характеризуется доминированием сырьевого и топливного комплекса в структуре экономики: значительная часть бюджета страны пополняется за счет продажи природных ресурсов. Другие же отрасли экономики нуждаются в финансировании для того, чтобы осуществлять свою деятельность, как на территории страны, так и за рубежом. В связи с эти возникает потребность в заимствовании денежных средств за рубежом.
Внешний долг России явление довольно противоречивое. С одной стороны, финансирование из-за рубежа необходимо российской экономике для нормального функционирования. С другой, власти нашей страны предпринимают попытки выдачи заемных средств для того, чтобы помочь Европе выбраться из сложившегося кризиса. Кроме того, российские компании все чаще прибегают к оффшорным займам своих же предприятий за границей. Точку в этом вопросе должна поставить правильная кредитно-долговая политика нашего правительства.
В последние годы любая страна, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, прибегает к внешним займам, Россия не исключение. Поэтому одной из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики является проблема внешней государственной задолженности.
*
*
2.2 Исследование особенностей управления долговыми отношениями в РФ
Несмотря на некоторые улучшения в сфере внешнего долга с середины 2000-х гг., в целом система управления внешним долгом России работает неэф-фективно. Одной из основных проблем современной системы управления госу-дарственным долгом в Российской Федерации является несовершенство зако-нодательной базы. В законодательстве подробно не разъяснено само понятие «управление долгом», а также такие вопросы, как: цели государственных заим-ствований, система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом. Существует настоятельная необходимость в созда-нии единого правового документа, который регулировал бы всю сферу управления долгом. До сих пор не создана единая и подробная база данных государственных долговых обязательств.
К процессу управления государственным долгом имеет отношение це-лый ряд структур: Правительство Российской Федерации, Министерство фи-нансов, Министерство экономического развития, Центральный банк, Внешэко-номбанк (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»). В связи с этим возникает проблема несогласованности действий, что влияет на качество управления долгом.
*
*
Заключение
Под системой управления государственным внешним долгом следует понимать взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование внешнего долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны. Традиционно основными целями управления внешним долгом являются: поддержание объема внешнего долга на экономически безопасном уровне, обеспечение своевременного исполнения внешних долговых обязательств в полном объем, минимизация стоимости обслуживания долга.
Мировой финансовый кризис выявил потребность в расширении списка целей, которые необходимо устанавливать и достигать при управлении внешним долгом.
Существует мнение, что внешние заимствования РФ неэффективны, с чем нельзя не согласиться в силу ряда причин. Во-первых, большая часть государственных внешних займов используется для погашения государственных долговых обязательств, в результате чего образуется долговая пирамида. Это обстоятельство не только не способствует экономическому росту страны, но и усугубляет проблему роста внешней задолженности.