Введение:
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
перераспределение денежного капитала ;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.
На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Цель данной курсовой работы – исследование проблемы государственного кредита, формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций государственного кредита. Также необходимо дать оценку современного состояния государственного кредита и охарактеризовать политику в области управления государственным кредитом.
При исследовании темы были использованы труды следующих авторов Агапова Т.А. , Серегина С.Ф., Андрианов В.Д., Алексеев М. Ю., Градов А.П., Загладин Н., Балабанов И.Т., Виханский О.С., Жоваников В.Н., Каратуев А.Г, Смыслов Д.В., данные из официальных сайтов Минфина, Центробанка, агентства «Росбизнесконсалтинг» и периодические издания.
Глава 3:
Из существующего множества альтернативных стратегий управления внешним долгом наиболее эффективной (минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) представляется стратегия, сочетающая первые варианты из трех рассмотренных выше классификаций. Такую стратегию можно назвать традиционной или классической. На практике она означает:
в отношениях с кредиторами – отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
применительно к графику платежей – осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;
по объему платежей – равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
по источникам средств платежа – бюджетные доходы;
по видам средств платежа – денежные средства в наличной форме.
Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг.
При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.
Объем внутреннего государственного долга РФ по состоянию на 1 января 2003г. запланирован на уровне 652 млрд. руб. по сравнению с 604,9 млрд. руб. на 1 января 2002г. Такие параметры заложены в проект бюджета РФ на следующий год. Увеличение размера внутреннего госдолга связано не только с превышением объемов привлечения над погашением и осуществлением процентных расходов, но еще и с проведением дополнительных выплат. В частности, запланировано 14 млрд. руб. выплат на компенсации советским вкладчикам Сбербанка и 2 млрд. руб. - по целевым товарным обязательствам. Кроме того, в 2002г. расходы на обслуживание внутреннего госдолга РФ составят 57,9 млрд. руб., расходы на его погашение - 141,7 млрд. руб. При этом объем средств, привлеченных с внутреннего финансового рынка, составит в 2002г. до 151 млрд. руб. Предполагается, что из них только около 43 млрд. руб. будут представлять собой "короткие" бумаги, остальные заимствования будут осуществлены в форме средне- и долгосрочных гособлигаций. Планируется, что объем выпуска нерыночных ценных бумаг для институциональных инвесторов составит до конца 2002г. около 20-30 млрд. руб.
Заключение:
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.
Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.
В нынешнем и будущем годах Россия вполне может обслуживать и погашать внешние долги из доходов бюджета, не прибегая к новым заимствованиям. Зачем занимать, если у нас запланированные доходы бюджета будут составлять свыше $40 млрд., а может быть, и $45 млрд.?
Никакой «долговой проблемы» у России не существует. У десятков стран удельные показатели долговой нагрузки на национальную экономику много лет подряд превышают ожидаемые пиковые показатели 2002-2003 годов в России. У Венгрии, например, платежи по внешнему долгу в течение 5 лет составляют около 20% ВВП. В России соответствующая цифра в последние годы находится в пределах 3,0-3,5% ВВП. В 2003 году в случае обслуживания всей суммы долга согласно графику платежей общий объем выплат с большим трудом превысит 5% ВВП и будет, таким образом, в 4 раза ниже, чем в Венгрии. К тому же, размеры положительного сальдо платежного баланса, которые были зафиксированы в России в 1999, 2000 годах и ожидаются в 2001 году, являются абсолютно рекордными за мировую экономическую историю последних 50 лет. Эти показатели составляют соответственно 19, 23 и 18% ВВП.