Введение:
Темой для выпускной квалификационной работы я выбрал "Государство и политические партии", на мой взгляд эта тема наиболее актуальна именно сейчас. Так как политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или много партийные системы.
Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.
Глава 3:
Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения политических партий, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.
Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Взаимодействие между государством и политическими партиями в Р.Ф ярко проявляется в работе Государственной Думы.
Государственная Дума - это место, где многообразная и противоречивая сфера частных интересов гражданского общества представлена теми политическими силами, которые способны лучше других понять и выразить общезначимый смысл этого противоречивого многообразия. Тем самым Государственная Дума является выразителем воли народа его интересов, взглядов, идей. Взаимодействие здесь выражается в выработке и принятии наиболее оптимальных законов регламентирующих различные общественные отношения.
Взаимодействие между государством и политическими партиями выражается также в следующем:
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, история к тому же показывает, как, всегда использует силу организация. В качестве такой силы могут выступать партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов, и являющиеся мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
В настоящий момент взаимодействие между государством и политическими партиями в Р.Ф. должно развиваться в следующем направлении:
Государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества должно совместно с политическими партиями (история консолидирует определенную часть общества) разработать программу развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и направленную на развитие каждого гражданина. Однако в результате общения с представителями различных партий, я пришел к выводу, что партийные интересы стоят выше общего блага для государства. Президент в своем послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. не случайно отметил, что налицо "унылое однообразие партийных программ". Необходимо, чтобы партии больше работали с гражданами, а образование пропорциональной системы на выборах, считают многие, заставят партии сделать это.
Президент РФ отметил, что политические партии должны теснее сотрудничать с гражданским сектором, они должны присутствовать в региональных движениях, участвовать во всех начинаниях местного самоуправления, наконец, они должны приходить и уходить по воле народа.
Заключение:
Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Однако в ряде стран наличиствует кризис "партийной формы". Он обусловлен тем, что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программа, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того, утверждается тенденция "секуляризации" политики, в связи с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включенности в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда - возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности. значительно сужая традиционную воспитатель-педагогическую функцию партии.
Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характер деятельности. Речь идет об обретении партиями, их лидерами политической культуры, для которой характерно понимание того, что "политика не существует ради политики"; в ней особенно важны морально-нравственная детермината партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни.
В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. Хотя и эти системы не лишены недостатков, вот некоторые из них:
Двухпартийные системы (Великобритания, США). В Великобритании, при принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий - лейбористской или консервативной - должны голосовать строго в заданном "русле". Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго. Тем самым подавляется воля депутата имеющего свое особое мнение отличное от партийного.