Введение:
В настоящее время в среди стратегических задач развития России на первом месте стоит обеспечение устойчивого и быстрого экономического рос-та. В ежегодном послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собра-нию РФ на 2003 г., подчеркивается, что мотором экономического роста являет-ся частная инициатива. Российский бизнес должен стать современным – пред-приимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. В связи с этим важное значение имеет дальнейшее развития и совершенствование чисто рыночной инфраструктуры отечественного хозяйства с присущими ей институтами.
В этой системе заметная роль принадлежит ломбардам, которые являют-ся старейшим финансовым институтом человечества и имеют богатую исто-рию.
Ломбардные учреждения в настоящий момент существуют во всем мире и, как ни удивительно, особо распространены в странах с сильной экономикой и высоким уровнем жизни. К примеру в США существует свыше 16000 лицен-зированных ломбардов, около 3000 ломбардов в Австралии. Государственные системы ломбардов остались практически только в развивающихся странах с тоталитарными режимами. Например, в Индонезии существует только одна система ломбардов. Эта система включает в себя свыше 500 отделений по всей стране и принадлежит государству.
В России наибольшее развитие ломбардной деятельности приходится на начало ХХ века. Если в 1904 году в России было 12 акционерных ломбардов, 77 городских и муниципальных, то к 1916 году количество акционерных ломбар-дов увеличилось на 92%, городских - на 42% , казенные же ломбарды сохрани-лись в прежнем количестве. При этом первое по величине капиталов место за-нимал частный капитал - 53,8%. Интенсивность роста капиталов за вышеука-занный период у частных ломбардов составила 99,1%.
Октябрьский переворот в России прекратил развитие частного предпри-нимательства в ломбардном бизнесе. 14 декабря 1917 года был издан декрет о национализации всего банковского дела, вслед за этим последовал ряд распо-ряжений по отдельным видам кредита. В 1919 году были ликвидированы Пет-роградская и Московская ссудные казны, городские ломбарды были ликвиди-рованы по распоряжению местных властей, частные же ломбарды разделили в отношении ликвидации судьбу частных коммерческих банков.
Глава 3:
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, свя-занных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, ус-луг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес классов и пас-сажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законода-тельных (представительных) органов субъектов Российской Федерации."
В этом же пункте перечислены товары и услуги первой необходимости, которые однозначно не подлежат обложению данным налогом. Законодатель-ные органы субъектов Российской Федерации при принятии местных законов пользуются как раз этим перечнем, никак не дополняя и не расширяя его.
Услуги ломбардов в этом перечне впрямую отсутствуют, поэтому нало-говые инспекции склонны считать, что и проценты по выдаваемым ломбардами кредитам подлежат обложению. Однако существует один нюанс, который по-зволяет утверждать, что ломбарды не должны удерживать с клиентов и платить данный налог при оказании услуг по кредитованию граждан под залог.
Дело в том, что в перечне товаров (услуг), освобожденных от данного налога указана "стоимость жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помеще-ний, а также по предоставлению жилья в общежитиях". При отнесении отдель-ной продукции (работ, услуг) к не облагаемой налогом с продаж следует руко-водствоваться общероссийскими классификаторами продукции (работ, услуг) ОК 002-93, OK 004-93 и ОК 005-93 с изменениями и дополнениями. Если обра-титься к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельно-сти, продукции и услуг (ОК 004-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 6.08.93 г. N 17), то в разделе 9300000 "Услуги жилищно-коммунального хозяй-ства" мы обнаружим следующие коды:
9319000 Услуги жилищно-коммунальные прочие, не включенные в дру-гие группировки
9319030 Услуги ломбардов
9319031 Прием вещей на хранение
9319032 Прием вещей под ссудный залог
Таким образом, по Классификатору услуги ломбардов относятся к жи-лищно-коммунальным услугам и в соответствии с Пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции" их стоимость не является объектом налогообложения по налогу с продаж.
Аналогичное положение с налогом на имущество предприятий. В соот-ветствии с п.6 Инструкции МНС РФ от 8.06.1995 г. в ред. от 18.01.2002 г. №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предпри-ятий» , «для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответ-ствующим объектам): а) объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налого-плательщиков».
В связи с этим у ломбардов есть все основания для снижения налоговой базы по налогу на имущество.
Однако на практике имущество ломбардов облагается в обычном поряд-ке. Позиция налоговых органов такова: имущество ломбардов используется для принятия имущества в залог в целях выдачи краткосрочных кредитов и (или) на хранение. Значит, имущество ломбардов, используемое для такой дея-тельности, подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке .
Но возникает вопрос. Можно ли применять льготу, если на балансе лом-барда действительно есть объект социально-культурной сферы и используется он по прямому назначению? Мы думаем, ответ на этот вопрос - да.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие вы-воды.
Общества с ограниченной ответственностью - одна из наиболее распро-страненных в нашей стране форм существования и деятельности предпринима-тельства. Количество обществ с ограниченной ответственностью - тысячи, и продолжают открываться все новые: производственные, строительные, торго-вые, сельскохозяйственные, посреднические предприятия и организации, кре-дитные, страховые организации, ломбарды.
Юридические лица, в том числе и общества с ограниченной ответствен-ностью являются главными участниками экономических отношений, а главная сфера жизни, от которой зависит благополучие нашего общества - это, конечно, экономика.
Ломбарды представляют собой специализированные коммерческие ор-ганизации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с принятием от граждан в целях выдачи краткосрочных кредитов и (или) на хра-нение движимого имущества и реализацией невыкупленного или невостребо-ванного имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Законодательство о юридических лицах является одним из ключевых разделов гражданского законодательства. Наиболее важное его задачей являет-ся регулирование экономических отношений, в том числе с участием юридиче-ских лиц было более эффективным. Правовую основу создания и деятельности ломбардов составляют четыре базовых акта гражданского законодательства - Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон РФ «Об об-ществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон РФ «О госу-дарственной регистрации юридических лиц» и Закон РФ «О залоге».
Правила кредитования ломбардами граждан под залог принадлежащего им движимого имущества, предназначенного для личного потребления, уста-навливаются ГК РФ и Законом РФ «О залоге» в части, не противоречащей статьям 334-358 ГК РФ.
Специфика деятельности ломбардов накладывает отпечаток на особен-ности система учета и налогообложения данных организаций.
Основным недостатком систему учета в деятельности ломбардов следу-ет признать использование при документальном оформлении операций уста-ревших форм бланков строгой отчетности. В настоящее время ломбардами применяются две основные формы: форма БО-7 «Залоговый билет» и форма БО-8 «Сохранная квитанция». Однако эти формы, практически не измененные с начала 1950-х го¬дов, имеют следующие серьезные недостатки: