Введение:
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести и вероисповедания. Статья 28 гарантирует «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Из этого следует, что граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания как индивидуально, так и совместно, путем создания религиозных объединений.
Специальными актами, определяющими правовое положение таких объединений, являются: Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» и Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашает, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать другую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения связанные с отношением к религии.
Заключение:
Последнее время в России стало возникать много проблем по поводу законной деятельности религиозных групп и объединений. Часто секты под прикрытием религиозной организации со статусом юридического лица, приводили в жизнь свои вероучения, которые с моральной точки зрения подвергаются сомнению, поэтому стало необходимым принятие закона, который более конкретно регулирует с правовой точки зрения деятельность религиозных общин.
Но в Законе «О свободе совести и религиозных объединениях»
* - «Комментарии Себенцова», 23
нет отдельных статей, которые бы оградили влияние сект на общество. Многие противники закона, считают, что данный закон поощряет деятельность сект и что свобода вероисповедания приобрела неуправляемый характер.
В большинстве случаев требования закона направлены на то, чтобы религиозные объединения действовали исключительно в рамках закона. Конечно, это представляется разумным и оправданным.
Однако бывают ситуации, когда данное положение входит в противоречие с самим принципом свободы вероисповедания и может привести к дискриминационным мерам либо репрессиям в отношении религиозных меньшинств.
Вот, к примеру, если одна религиозная организация делает заявление оскорбительное для другой веры можно ли на этом основании запретить ее деятельность?
Вызывает беспокойство то обстоятельство, что закон не содержит каких-либо гарантий равного доступа религиозных организаций в общеобразовательные учреждения. Теоретические такие гарантии должны были бы вытекать из положения статьи 3, где говорится о равенстве религиозных организаций перед законом.
Не урегулированных вопросов остаются еще множество, вот почему столь большое значение придается положениям международных правовых документов, где обозначены пределы государственного вмешательства в религиозную деятельность. В статье 9 Европейской Конвенции говорится, что проявление религиозных верований может быть ограничено лишь в той мере, в какой это «установлено законом и необходимо в демократическом обществе».