Введение:
В последние годы были широко открыты врата отечественного гостеприимства для иноверческой и инославной проповеди, для основания религиозных организаций практически любого толка. То, что некоторые пришельцы сразу же покажут свои нерелигиозные намерения, и то, что экзотический энтузиазм с их стороны скоро исчерпает себя, было ясно с самого начала, и мы старались успокоить особо встревоженных радетелей российской православной самобытности.
Истинную же тревогу вызывало обстоятельство, связанное с отсутствием государственного правового регулирования отношений между различными по вероисповеданию религиозными движениями в России, так как прежние власти не допускали межрелигиозного общения и всячески стремились внести разделение и внутри каждой Церкви. Тем более общество и традиционные для России Церкви и религиозные организации оказались неподготовленными к пришествию новых для нас западных и восточных религиозных, миротворческих и благотворительных инициатив. Эта неподготовленность часто находила свое выражение в немотивированной агрессивности и непонимании. Мы, пребывавшие в состоянии почти полной изоляции, были потрясены встречей с иной культурой. Люди зачастую ходили на встречу с инославными проповедниками, потому что они хотели посмотреть на живого иностранца. Этот культурологический шок давно прошел, но проблемы межрелигиозных и особенно межконфессиональных отношений остались.
Глава 8:
Существует также другой путь повышения эффективности имущественных отношений внутри конфессий, поскольку для сложившихся отношений будет обоснованным тот объём правомочий, который соответствует праву хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ (ч. 1). Кроме государственных и муниципальных предприятий гражданское законодательство не наделяет иные юридические лица правом хозяйственного ведения. Поэтому такой вариант решения проблемы потребует внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ (ч. 1) и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации (ст.23 Закона). Однако эта предпринимательская деятельность должна осуществляться лишь постольку, поскольку служит достижению целей религиозной организации и соответствовать этим целям (ч.З ст.50 ГК).
Также религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 24 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Заключение:
Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (пункты "в" и "о") и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.
При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.