Введение:
Выбирая тему дипломной работы, я решил рассмотреть такой актуальный вопрос в наше время, как управление ротацией персонала на примере организации «Аэроферст».
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов набора, найма и отбора персонала.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
Кризис сферы труда привел к деформированному поведению персонала в сфере производства. Основная особенность работников в том, что кроме выполнения производственных функций, они являются активной составляющей производственного процесса. Работники могут способствовать росту эффективности производства, могут, относится безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы.
За последние годы работник превратился из «досадной, но не обходимой статьи расходов» в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышения квалификации, создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиции.
Прежде всего, сегодня необходимо установить исходный уровень параметров, характеризующих квалификацию сотрудников. Для этого используются тесты, позволяющие качественно оценить знания и умения сотрудников по отношению к тому, что им предстоит делать в планируемом периоде. Исходные значения параметров квалификации сопоставляются с параметрами, которые необходимы для будущей работы. Выявленное рассогласование исходного и необходимого уровней может быть устранено с помощью различных программ обучения. Каждой из них соответствует определенная стоимость реализации.
Глава 3:
Для этого читаем ответы на вопросы: - Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо; -Адрес, телефон организации и должностного лица; - Кто из сотрудников нашей компании может дать Вам рекомендацию.
Последнее время, все часто поднимается вопрос о "законности" просьб нового работодателя о рекомендациях. В данной ситуации, важно помнить, что поинтересоваться рекомендациями мы можем всегда, а настаивать на их предоставлении не всегда целесообразно.
V. Информация о здоровье.
О состоянии здоровья можно узнать, задав анкетируемому следующие вопросы: -Дайте собственную оценку состояния здоровья: сведения о хронических болезнях, расстройствах, предрасположенность к аллергии, простудным заболеваниям, неврозам; -Сколько рабочих дней за последний календарный год было пропущено Вами по причине временной нетрудоспособности по состоянию здоровья; -Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями, требующими периодического стационарного медицинского обслуживания; -Состоите ли Вы на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансерах;
- Имеются ли у Вас близкие родственники с хроническими заболеваниями, требующими ухода с периодическим отрывом от производства;
- Наличие инвалидов, престарелых и хронически больных на иждивении;
- Если у Вас есть несовершеннолетние дети, то приведите дату их рождения; Как Вы оцениваете состояние их здоровья; - В случае возникновении необходимости длительного ухода за детьми, есть ли у Вас близкие родственники, которые в этой ситуации смогут Вас заменить;
-Вредные привычки (употребление спиртного, курение, пр.).
Можно не сомневаться в том, что правдивую информацию о пристрастии к никотину, мы получим достаточно легко. Для поучения сведений о более изощренных "вредных привычках", скорее всего, придется немного слукавить.
VI. Информация о хобби, увлечениях.
В анкетах нашей компании для получения этой информации выделяется одна-две строчки. "Ваше хобби" - примерно так звучит этот вопрос.
Для этого в анкету включаем следующие вопросы:
-Как вы отдыхаете чаще всего; -Отметьте то, что вам интереснее всего:
-Книги; -Театр; - Кино; -Выставки; -Музеи; -Спорт; -Путешествия; - другие хобби; -Поделитесь своими впечатлениями от последнего увиденного вами спектакля, кинофильма, прочитанной книги.
VII. Информация о самооценке.
Наша компания иногда включает в анкеты психологические тесты.
Дать общее представление о самооценке человека могут ответы на следующие вопросы: - Когда у вас спрашивают "Какой/ая вы?", какие первые слова приходят в голову (напишите 3 - 4 определения того, какой/ая вы)? -Напишите 5 своих положительных качеств;
-Напишите, какие 3 отрицательные качества вам присущи;
-От каких качеств своего характера Вы хотели бы избавиться?
Для результатов психологического тестирования предусмотрено место прямо в конце анкеты.
VII. "Маркетинговая информация".
Предоставить такую информацию могут ответы на вопросы:
-Где вы взяли информацию об открытой вакансии;
- Как вы считаете, есть и среди ваших знакомых люди, которым может быть интересна работа в нашей компании. Укажите имя, контактный телефон, предполагаемую сферу деятельности. Эти вопросы относятся к категории "хитрых". Во-первых, они помогают скорректировать бюджет на поиск и привлечение персонала, во-вторых, при тщательной отработке, вполне могут заложить основу для появления в фирме новых сильных соискателей.
Заключение:
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод.
Что на данном система ротации персонала в отечественных компаниях не достаточно развита и существует много проблем, которые предстоит решить кадровым отделам многочисленных фирм и предприятий различных отраслей.
При написании работы использовалась специальная литература по менеджменту, маркетингу, социологии, включая учебные пособия, статьи руководителей кадровых агентств, кадровых отделов крупнейших компаний, а также официальные материалы Министерства по труду и занятости Российской Федерации.
В дипломе, в первую очередь были рассмотрены основные понятия, как «Персонал», Объекты и субъекты управления, были охарактеризованы основные функции и методы управления персоналом на современном этапе.
Было рассмотрено ключевое понятие «отбора» кадров, основные принципы и место в общей системе управления персоналом, а также определение потребности персонала, критерии отбора и требования предъявляемые к нему.
Отбор кадров — это серия мероприятий и действий, осуществ¬ляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявите¬лей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Остановимся подробнее на планировании потребности персонала: при планировании процесса отбора кадров следует учитывать как количественную, так и качественную потребность в кадрах.
Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников различных специальностей.
Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.
Существуют следующие критерии отбора: образование, опыт, физические характеристики, персональные характеристики и типы личности.
Здесь же был рассмотрен зарубежный опыт управления персоналом, на примере набора, отбора персонала в американских и японских компаниях
А также была дана сравнительная характеристика управления персоналом на примере США и Японии.
Во второй главе дипломной работы мы рассмотрели анализ организационных аспектов системы ротации персонала на примере компании ЗАО «Аэроферст». Здесь была рассмотрена краткая история и характеристика исследуемой компании.
ЗАО "Аэроферст" - это первое в России предприятие беспошлинной торговли, в котором работает большой коллектив из 500 человек, профессионалов самого широкого профиля. Цель - отобрать, доставить, оформить и предложить авиапассажирам самый качественный, самый лучший товар. В списке 500 крупнейших аэропортовых магазинов беспошлинной торговли фирма занимает 32-ю позицию.