Введение:
Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно-с середины 80-х годов и заменило существовавшее ранее: ”советская эстрада”. Сам термин ”эстрада” возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие ”эстрада” существует только у нас. За рубежом в Западной Европе и Америке, - это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д.
Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развивая как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию.
Будущее музыкального шоу-бизнеса — за яр¬ким, динамичным, зрелищем. Зрители хотят видеть именно это. В России подобные шоу делают несколь¬ко человек: Валерий Леонтьев, группа «На-На», Фи¬липп Киркоров, Кристина Орбакайте, балет «Тодес». В большинстве же случаев, к сожалению, мы видим на сцене бездействие, безголосое множество артис¬тов-временщиков. Они деформируют культуру, во¬влекая в круговорот действа, мало чего общего имею¬щего с культурой, множество людей, соблазняя их эфемерной возможностью легких денег. Все это по¬добно теперь уже хорошо известным нам финансо¬вым пирамидам.
Неотъемлемой частью эстрады является продюсер – это участник проекта продюсирующий артиста. Продюсер организует мероприятия и предпринимает действия способствующие популяризации артиста.
Социальные корни продюсерства исследуются на материалах трудов по философии культуры, работ о человеке и обществе в век массовой культуры, основные из которых связаны с именами Г. Маркузе, X. Ортега-И-Гассета, А. Паччеи, Э. Фромма, М. Хайдеггера, а также отечественных авторов: Ю. Давыдова, П. Гайденко, Г. Дадамяна и др. .
Используются также публикации авторов, исследующих со¬циальные аспекты массовой культуры, специфику культурного процесса XX века и особенно его последней четверти .
Специфические черты профессии продюсера осмысляются с использованием концепций крупнейших экономистов, преиму¬щественно концепции А. Хайека, К. Макконелла, Ф. Хедоури, М. Питерса . Широко использованы и публикации, характери¬зующие предпринимательство и рыночные отношения России на современном этапе развития .
Материалом для исследования послужили также книги и статьи, описывающие психологический и социально-психоло¬гический аспекты предпринимательства, что позволило выделить и описать специфические личностные черты профессионала
Глава 3:
Продюсер — профессия творческая. Это тот, кто непременно участвует в создании самого артиста, его имиджа, подбора репертуара, руководит всем его творческим процессом, его промоутированием, сам продумывает и организовывает мощнейший промоут в средствах массовой информации, даже занимается устройством быта артиста, который, как правило, начинает свой путь без квартиры и прочего, необходимого для нормальной жизни. Вот тот человек, который решает эти проблемы, и называется продюсером. Причем делает все на свои деньги.
По мнению Ю.Ш. Айзеншписа , сегодня, когда шоу-бизнес уже приобрел определенные границы, когда уже существует конкуренция, когда остается все меньше и меньше места в теле- и радиоэфирах, достичь успеха можно не благодаря связям, а только за счет материала, качества музыкального продукта, который ты производишь. Материал должен быть конкурентоспособным. Он должен соответствовать моде, времени и социальной направленности общества. Чтобы разобраться во всем этом и умело использовать море информации, обрушивающейся каждый день, нужно иметь большой опыт работы, который должен быть подкреплен образованием, знанием общественных наук, истории, философии, культуры и, в первую очередь, жизненным кругозором продюсера. Это - основа профессии. Иначе очень трудно давать оценку всему, что тебя окружает. Продюсером может назвать себя любой. Делать это сознательно, хладнокровно и убедительно может только тот человек, который во всех этих вопросах разбирается.
Задача продюсера заключается в том, чтобы помочь молодому артисту воспринимать шоу-бизнес адекватно. Его надо учить, выступая не только в качестве администратора, но и просто старшего товарища. Я не хотел бы говорить, что воспитываю, читаю нотации, совершенствую их морально-нравственный облик. Как старший товарищ могу подсказать что-то, дать жизненный совет, но важно, как молодой артист воспримет это. Не секрет, что назиданий и нотаций они не слушают и начинают все делать с точностью до наоборот. Сказанное лучше воспринимается в виде товарищеского совета
Заключение:
Ни один новый фильм, видеоклип, концерт или шоу не может обойтись без продюсера. Этот таинственный человек, как правило, скрыт от всеобщего внимания, но его непосредственное участие чувствуется повсюду: карьера звезды, организация светского раута, запись очередного музыкального альбома - ко всему он должен приложить руку. И если для обывателей продюсер - не более чем "денежный мешок", спонсор, то специалисты шоу-бизнеса прежде всего оценивают творческий подход, стиль, одним словом - работу конкретного продюсера.
Как ни странно, о тех, без кого невозможна ни одна тусовка, известно совсем немного: изредка промелькнут на экране за спиной поп-звезды, где-то случайно интервью дадут да имя свое в титры очередного проекта занесут - вот такие они скромные. Тем не менее сложить портрет современного продюсера можно: серьезный человек лет сорока, начинавший свой профессиональный путь еще в далеких 80-х. Тогда им руководило не желание больших денег. В те годы все стремились к тому, чтобы сохранить отечественную культуру, и поэтому, организуя подпольные концерты, закрытые киноплощадки и дворовые дискотеки, будущие шоумены прилагали максимум усилий, причем абсолютно бескорыстно. Зарабатывать на культуре деньги стали несколько позже, но именно тогда начала складываться как таковая профессия продюсера, и это во многом обусловило подчас ироничное отношение к данной специальности.
Зарождавшийся шоу-бизнес стал для многих золотой жилой: открывались звукозаписывающие компании, продюсерские студии, росли гонорары и амбиции. Те, кто начинали неистово и бескорыстно, стали культурной элитой, приобщиться к которой сегодня для большинства - розовая мечта. Но только не для молодых, сильных и не менее амбициозных: для них это вполне реальная цель.
Российскому шоу-бизнесу не хватает специалистов. К такому печальному выводу сегодня приходят многие мастера этой сферы. "В нашей профессии мало кто понимает, с чего начинается артист, как делать промоушн и т.д.", - говорит известный продюсер Иосиф Пригожин. По мнению другого деятеля отечественной шоу-индустрии - музыкального критика Артемия Троицкого, научиться можно практически любой профессии, было бы желание.