Введение:
В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может служить основанием для его умаления. Развитие нашей страны и формирование информа¬ционной политики во многом определяют гражданскую и уголовную ответственность за посягательства на честь и доброе имя личности, их принципиальную позицию в сохранении мира и граж¬данского согласия. Действующий Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» явля¬ется правовой основой свободы слова и вполне обеспе¬чивает развитие демократии и гражданского общества в России. Однако успешное развитие гражданского общества и правового государства требует специальных правовых средств защиты от злоупотреблений так называемой «информационной свободой».
Одной из важнейших задач подлинно демократического государства является защита чести и достоинства граждан вне зависимости от их пола, национальности, социального или имущественного положения, принадлежности к какой-либо религии или отсутствия религиозных убеждений и т.д.
В настоящее время знание правовых основ защиты чести, достоинства и деловой репутации становится просто необходимым.
Следует помнить о праве каждого человека на неп¬рикосновенность частной жизни, личную и семей¬ную тайну означающие предоставленную человеку и гарантированную государством возможность конт¬ролировать информацию о самом себе, препятство¬вать разглашению сведений личного, интимного ха¬рактера.
Сфера личной жизни человека и те отношения, ко¬торые складываются в ней между людьми, лишь в нез¬начительной степени регулируются нормами права, в частности нормами Семейного кодекса РФ. В большей же мере поведения людей в этой сфере определяется особенностями их психологии и существующими в об¬ществе нравственными нормами. Это обусловлено не только трудностями формализации в нормах права межличностных отношений, строящихся на чувствах дружбы, любви, уважения, презрения и т.д., но и тем, что по самой своей природе человек помимо публично значимой деятельности существует как индивид, нуждающийся в определенной независимости от общества, государства, других людей. Неприкосновенность частной жизни означает: человек вправе строить свою линию поведения в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает.
Свобода как осознанная необходимость беспрепятственного осуществления своих прав представляется правоведами в разных интерпретациях, например, как свобода ассоциаций, свобода договора, информации, манифестаций, свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), свобода передвижения и поселения, свобода печати (п. 5 ст. 29 Конституции РФ) и т.д.
Между тем правоведы уходят от формулировки такого определения, как свобода чести и достоинства человека . Разумеется, что честь и достоинство - нравственные категории и как понятия граничат друг с другом и определяются одно через другое. Однако именно свобода, честь и достоинство человека защищены Уголовным кодексом Российской Федерации в меньшей степени, чем, скажем, преступления, направленные против личности (например, ст. ст. 115 - 119).
Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести. Эти положения продиктова¬ны нормами права, содержащимися, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав челове¬ка и др.
Глава 7:
Однако данное мнение неверно, поскольку понятие «диффамация» предусматривает наступление ответственности (гражданской или уголовной) за распространение порочащих другое лицо любых сведений, как соответствующих, так и не соответствующих действительности. Дореволюционное российское законодательство также признавало преступлением оглашение порочащих другое лицо обстоятельств независимо от их правдивости. Об этом говорилось в ст. 1039 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, согласно которому уголовно наказуемым считалось всякое оглашение в печати позорящих сведений о частной жизни потерпевшего, хотя бы они и были невымышленными. При этом необходимо отметить, что и приведенная выше ст. 1039 Уложения и соответствующие статьи ныне действующих УК некоторых зарубежных стран носят характер ограниченный.
Согласно ст. 1039 Уложения уголовно наказуемой диффамацией считалось только оглашение позорящих обстоятельств относительно частной жизни лица, которое должно было быть сделано в печати. Оглашение же, не относящееся к частной жизни человека и распространенное в печати, преступлением не признавалось.
В настоящее время в российском законодательстве существуют некоторые виды диффамации. Это диффамация в виде клеветы (умышленная недостоверная диффамация) в уголовном праве - предусмотрена ст. 129 УК РФ; неумышленная недостоверная диффамация в гражданском праве - ст. 152 ГК РФ. Отсутствует в законодательстве лишь достоверная диффамация, то есть ответственность за распространение правдивых порочащих сведений во всех сферах жизнедеятельности человека .
От клеветы и оскорбления необходимо отличать диффамацию.
Диффамация - разглашение, лишение доброго имени, опорочивание путем распространения (лат.).
С юридической точки зрения диффамацией является распространение действительных сведений, порочащих другое лицо. В эпоху господства коммунистической идеологии личность не имела права на личные тайны. Общество должно было знать все о каждом его индивиде. Признание наказуемости диффамации противоречило бы основным принципам социалистического демократизма, необходимости развития критики недостатков, невзирая на лица. Ответственность за диффамацию в Уголовном кодексе РФ не предусмотрена. Но ее функции выполняют иные составы преступления: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137) и нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138). Отсюда можно сделать вывод, что диффамация в принципе наказуема.
Вместе с тем было бы желательно ввести специальную норму об ответственности за вторжение в частную жизнь в форме диффамации, как это сделано в большинстве стран мира .
Закрепленное в Конституции право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23) вызвало к жизни вопрос о восстановлении правового понятия диффамации. Введение в УК ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» свидетельствует о том, что диффамация при определенных условиях тоже наказуема (статья 137 УК РФ).
Анализ российских и иностранных источников в отношении диффамации позволил определить два основных направления развития законодатель¬ства в той его части, которая касается распростране¬ния достоверной информации. Речь идет прежде всего об отнесении к диффамации сведений, отно¬сящихся к частной жизни, личной, семейной, вра¬чебной и т.п. тайне, а также сведения, касающиеся профессиональной и общественной деятельности должностных лиц и публичных политиков, персон, обладающих значительным общественным весом.
Заключение:
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Современный законодатель в сфере регулирования уголовной ответственности за посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию учитывает предшествующий опыт исторического развития правового регулирования по данному вопросу. Как было отмечено выше, честь и достоинство личности были под строгой охраной государства еще со времен Русской правды. Уже первые редакции Русской Правды содержали положения о наказуемости оскорбления (бес¬честия), под которым понималась обида, наносимая кому-либо. Положения нормативных актов с течением времени, развитием государства и общества изменялись. Современная позиция российского законодателя основана на закреплении в Уголовном кодексе двух составов преступлений, непосредственно посягающих на честь, достоинство и деловую репутацию: клевета и оскорбление.
В процессе рассмотрения общей характеристики и юридических составов клеветы и оскорбления, в данной работе был произведен анализ понятий чести, достоинства и деловой репутации личности. Эти оценочные категории не раскрываются законодателем, а основаны полностью на общепринятых представлениях о моральном облике человека. Поэтому при определении объекта посягательства при клевете или оскорблении зачастую возникают трудности, связанные с интерпретацией этих понятий. Обобщая проведенный анализ, можно отметить, что под честью в качестве объекта посягательства следует понимать нравственную категорию, которая означает общественное признание личности как совокупности социальных, духовных и других ка¬честв гражданина - носителя осуществленных в нем и им самим индивиду¬альных ценностей. Достоинство личности - это самооценка человека, базирующаяся на воспитанных с детства качествах — совестливости, чувстве состра¬дания к людям, презрении к чинопочитанию, подхалимству, отсут¬ствии стремления достичь жизненных благ любой ценой и т. п. В качестве объекта посягательства законодатель предусматривает также деловую репутацию гражданина, под которой понимается представление о моральных и деловых качествах человека, его добропорядочности в глазах окружающих. Следует отметить, что выделение деловой репутации в качестве объекта посягательства свойственно прежде всего гражданскому законодательству, поэтому в данном вопросу Уголовный кодекс тесным образом переплетается с нормами гражданского законодательства.
При изучении юридического состава клеветы и оскорбления в данной работе была отмечена проблема определения круга лиц, которые могут быть признаны потерпевшими от таких посягательств. Неоднозначен взгляд авторов юридической литературы относительно того, могут ли посягать клевета и оскорбление на честь и достоинство умершего лица или лица, ограниченного в дееспособности, лишенного дееспособности. В работе приведены мнения различных авторов на данный вопрос, из которых наиболее целесообразным представляется мнение М.Д. Шаргородского, который считает, что умерший, не будучи ни человеком, ни личностью, не может быть объектом клеветы. Но память об умершем существует, о нем сложилось общественное мнение, на опорочивание его и может быть направлена клевета. Так, если об умершем кто-либо сообщает заведомо ложное сведение о якобы совершенном им плагиате - налицо клевета, опорочивающая память покойного. Кстати, объектом рассматриваемого преступления является честь, а не личность человека.