Введение:
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими физическими и юридическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, приобретением материальных ценностей, выдачей заработной платы, осуществлением финансовых операций и т.д. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. При этом каждое предприятие является, с одной стороны, покупателем, а, с другой стороны, – продавцом. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости и своевременное поступление денежных средств. Денежные расчеты могут совершаться в форме безналичных платежей либо с участием наличных денег.
Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.
Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. Приумножение денежных средств, их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.
Между предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, расчеты производятся безналичным путем, в виде перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. В общем денежном обороте безналичные расчеты занимают 80-90%.
Исходя из этого, большое значение имеет учет и контроль за обращением денежных средств на расчетных и прочих счетах в банках. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет и аудит денежных средств имеет значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.
Целью данной работы является изучение практических основ учета и аудита операций по расчетному счету и прочим счетам в банке с использованием, полученных в процессе обучения теоретических знаний, а также выявление путей совершенствования бухгалтерского учета и аудита операций по расчетному счету и прочим счетам в банке.
Глава 3:
С момента организации ООО «ТД Техресурс» аудиторская проверка правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности не проводилась.
На основании вышеизложенного материала можно редпринять попытку самостоятельного проведения аудиторской проверки операций по расчетному счету и прочим счетам в банке. В качестве информационной базы необходимо использовать законодательные акты, учредительные и внутренние распорядительные документы, первичная бухгалтерская документация, регистры бухгалтерского учета (сформированные при помощи компьютерной программы «1С:Предприятие»), бухгалтерская квартальная отчетность, а также полученные во время обучения теоретические знания.
Договорная работа начинается с получения аудиторской фирмой официального предложения организации с просьбой о проведении аудиторской проверки.
В подтверждение согласия на предложение аудиторская фирма направляет ему письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
Если организация письменно подтверждает согласие с условиями письма-обязательства, аудиторская фирма инициирует заключение договора на проведение аудита.
Письмо-обязательство аудиторской фирмы – это документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта и субъекта аудиторской деятельности на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Для разовых обязательств письмо-обязательство является офертой.
Письмо-обязательство должно содержать ряд обязательных указаний по условиям аудиторской проверки, обязательствам аудиторской организации и аудируемого лица, в том числе:
1) по условиям аудиторской проверки – об объекте и цели аудиторской проверки, о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит, о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;
2) по обязательствам аудиторской фирмы – о форме отчетности по результатам проведенной работы, об ответственности за оказываемые услуги, о соблюдении коммерческой тайны, о наличии риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
3) по обязательствам аудируемого лица – об ответственности за полноту и достоверность представленной документации, об обеспечении свободного доступа к первичным документам и учетным регистрам, компьютерной базе данных и другой необходимой для аудита информации, о направлении по указанию аудиторской фирмы писем в адрес дебиторов и кредиторов о подтверждении или неподтверждении задолженности, о невозможности давления на аудиторскую организацию с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Договор на проведение аудиторской проверки – это акт возникновения правоотношений, связанных с возмездным оказанием услуг. К договору в полной мере применимы требования соответствующих положений Гражданского Кодекса РФ.
Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью предприятия и принятия решения о возможности оказания услуг. Подготовка договора включает определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности привлечения консультантов и экспертов. Договор может носить разовый или долгосрочный характер.
Существенные условия договора:
Заключение:
Операции по расчетному счету и прочим счетам в банке – один из наиболее важных факторов обеспечения кругооборота средств. Правильное и своевременное их проведение служит необходимым условием хозяйственной деятельности. Эффективность проведения расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета в организации. Таким образом, бухгалтерия организации должна придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.
В ходе проведения исследования были изучены нормативные документы, даны основные понятия, определения и классификации понятий, используемых в ходе проведения работ. Большое внимание было уделено изучению особенностей осуществления и учета операций по факторингу и офердрафтному кредитованию, т.к. подобные операции являются достаточно новыми формами расчетов в условиях современной российской рыночной экономики. Кроме того, было описано ведение и учет операций по расчетному счету с использованием платежных поручений, требований, чеков, а также операций с векселями Сбербанка РФ. Также подлежала изучению нормативная и распорядительная документация на данном предприятии. Как уже упоминалось выше ведение бухгалтерского учета, и составление бухгалтерской отчетности соответствует предусмотренным нормам и правилам.
Остатки денежных средств на расчетном счете и прочих счетах в банке на начало и конец периода отражены в бухгалтерском балансе предприятия во втором разделе актива баланса «Оборотные активы» по строке 260 «Денежные средства» (приложение Ф). Остаток денежных средств на начало отчетного года, движение денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и остаток денежных средств на конец отчетного периода отражены в форме №2 «Отчет о движении денежных средств» (приложение Х).
В целом бухгалтерский учет операций по расчетному счету и прочим счетам в банке организован правильно в соответствии с нормами законодательства. При отражении операций на счетах бухгалтерского учета соблюдается полнота отражения операций, своевременность и корректность бухгалтерских проводок.
Недостатками в организации работы службы бухгалтерии является несоблюдение разделения обязанностей между бухгалтерами, несмотря на то, что эти обязанности четко определены и закреплены в положении о бухгалтерии. Кроме того, в бухгалтерии отсутствует помещение архива, и не соблюдаются правила хранения бухгалтерских документов, что может привести к их утере.
Руководству предприятия и главному бухгалтеру следует обратить внимание на эти недостатки и принять меры к их устранению: обязать работников бухгалтерии выполнять только определенные для каждого обязанности, для того чтобы избежать дублирования отражения в учете хозяйственных операций или их неотражения. Также стоит определить помещение для архива, организовать и обеспечить безопасность и сохранность бухгалтерских документов.