Дипломная по теме: Безналичные расчеты и кассовые операции коммерческого банка

Название работы: Безналичные расчеты и кассовые операции коммерческого банка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ 4

1.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 4

1.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 10

1.3. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 17

ГЛАВА 2. РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ 29

2.1. ОТКРЫТИЕ И ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНЫМ И

ТЕКУЩИМ СЧЕТАМ 29

2.2. ВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 35

2.3. ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ С РАСЧЕТНЫХ (ТЕКУЩИХ) СЧЕТОВ

40

2.4. ЗАКРЫТИЕ СЧЕТОВ 42

2.5. ОПЕРАЦИИ ПО ВКЛАДАМ И ДЕПОЗИТАМ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В

учете 43

2.6. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ 46

2.7. ФАКТОРИНГОВЫЕ РАСЧЕТЫ 55

ГЛАВА 3. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 57

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОЙ РАБОТЫ 57

3.2. УЧЕТ И ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО ОПЕРАЦИЯМ С НАЛИЧНЫМИ

ДЕНЬГАМИ 59

3.3. ВЕЧЕРНИЕ КАССЫ И ИНКАССИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ 65

3.4.АВТОМАТИЗАЦИЯ-РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ БАНКОВСКИХ

ОПЕРАЦИЙ. 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

ПРИЛОЖЕНИЯ 89

АНАЛИЗ И ОТРАЖЕНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В

БАНКОВСКОМ БАЛАНСЕ НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА "МОНТАЖСПЕЦБАНК" 89

Выдержка:

Введение:

Настоящая дипломная работа посвящена анализу состояния форм расчетов, применяемых в практике работы коммерческих банков с предприятиями. Формы расчетов являются рабочим инструментом всей платежной системы, поэтому анализ форм расчетов неотделим от правовых проблем общего состояний платежной системы. Ввиду этого настоящая работа будет посвящена как узкоспециализированным вопросам практики применения форм расчетов, так и в равной степени раскрытию механизма функционирования и истории эволюционного развития форм расчетов в платежной системе на современном этапе. В свою очередь мы не обойдемся без анализа основополагающих проблем платежной системы как таковой, которая состоит из организованной иерархии системы учреждений, набора методов, инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами при выполнении платежных обязательств.

Реформирование платежной системы в России начато в 1992 году. Следует оговориться, что приведение платежной системы в состояние, адекватное новым глобальным политико-экономическим реформам, — сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических работ.

Настоящий этап развития платежной системы характеризуется широким внедрением новых форм расчетов и использованием новых совершенных банковских технологий, отвечающих мировым стандартам и принципам. На смену платежным требованиям пришли платежные поручения, электронные документы стали вытеснять, традиционно использовавшиеся ранее документы на бумажных носителях. В связи с этим стали внедряться и новые формы передачи информации. Началось осуществление ряда экспериментальных проектов по реализации системы электронных платежей.

Под расчетами в настоящее время понимается регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими и другими отношениями между юридическими лицами и гражданами. Расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные в унифицированных правилах и обычаях, с другой стороны - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. Деятельность коммерческих банков в сфере осуществления расчетов с предприятиями регулируется национальным законодательством и определяется сложившейся практикой.

От выбора форм и условий расчетов зависит скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через финансовые учреждения.

На практике сложились типовые формы и условия отдельных видов расчетов, которые учитывают разнообразные варианты отношений и взаимные интересы коммерческих банков и предприятий.

Глава 3:

Второй слой деловых процедур - это описание "жизненного цикла" документа, т.е. взаимосвязей документов по порождению. Документы одних типов могут порождать документы других типов с определёнными характеристиками (и это настраивается), и хотя каждый из порождаемых документов живет в "Афине" своей жизнью, система фиксирует их происхождение и отслеживает исполнение родительских и дочерних документов. Таковы, например, соотношения кредитного договора и срочных обязательств по нему, кассового ордера и мемориальных ордеров по начислению платы за кассовое обслуживание и т.д.

Документы или проводки.

Работа только с операциями (сделками, документами), учет настраивается на исполнение операций. По каждому документу есть возможности для настройки его маршрута и перечня порождаемых документов, мемоордеров, сообщений. Визирование. Платежные документы могут попадать на обработку через ввод оператором, через прием от подсистем (клиент-банк, частные вклады и т.п.), через прием как транзитного из другого банка (от операциониста, обрабатывающего документы поступивших из других банков).

Ведение лицевых счетов. Планы счетов

По каждому лицевому счету хранится несколько типов остатков (как минимум реальный и плановодебетовый). При порождении документа изменяются плановые остатки на лицевых счетах, при исполнении документа изменяются реальные остатки на лицевых счетах. Лицевые счета, требующие расшифровки (невыясненные суммы, транзитные счета, счета продажи валютной выручки) оформляются как счета с реестром. Реестр это перечень всех документов, по поступлениям на лицевой счет, и привязанных к ним документов по списанию каждого из поступлений. Планов счетов - любое число. Один из них главный. По планам счетов получается только отчётность. Документооборот и бухгалтерские технологии (схемы проводок) от планов счетов не зависят.

Кассовые операции.

Необходимый функционал:

1. Просмотреть очереди приходных и расходных документов, направленных в данную кассу, выбрать из очереди документ на обработку.

2. Ввести сумму после пересчета для приходного ордера по инкассации выручки.

3. Ввести разбиение суммы приходного и расходного ордера по купюрам.

4. Акцептовать или отбраковать поступивший документ. Акцептованный документ переходит в состояние "исполнен", исполняются соответствующие мемоордера, и изменяются реальные остатки на счетах.

5. Оформить документ по передаче наличности в другую кассу (или подотчетному лицу). По документу генерятся расходный и приходный ордера. Расходный ордер исполняется сразу, приходный в кассе принимающей деньги.

6. Оформить документы по приему и сдаче наличности в/из хранилища ЦБ.

7. Сформировать отчеты по работе кассы (одной или вместе с подчиненными кассами).

Работа с картотеками.

Картотеки ведутся по принципу счетов с реестрами. При занесении суммы в картотеку в реестр делается запись с первоначальной суммой, документы по списанию суммы ссылаются на запись о занесении и корректируют несписанную сумму. Альтернативой использованию картотек является покупка соответствующих подсистем (вместо картотек 9921 и 9941 - кредитной подсистемы т.д.) и использование их отчетных форм. Единственными картотеками, не поддерживаемыми подсистемами, являются требования неоплаченные в срок (9927 и 9929) и для них предусмотрен повышенный сервис и, в частности, связь с платежными требованиями и поручениями.

Откаты назад. Выполнение операций сторнирования.

Модуль позволяет исправлять ошибки в расчетах, вводя операции задним числом. Модуль очень ответственный и должен выполняться уполномоченным работником. При вводе документа запрашивается время исправления (должно быть меньше текущего) и сразу происходит исполнение документа (без передачи на другие рабочие места). Остатки корректируются на всем интервале от времени исправления до текущего времени.

Сводные коэффициенты и балансы на любому набору филиалов. Настройка итоговых документов банка (показателей, коэффициентов, отчетных форм).

Заключение:

В настоящее время в системе расчетов банков с предприятиями реализуется комплекс мероприятий, который позволит в ближайшем будущем отказаться от использования в платежной системе бумажных носителей первичной информации и перейти к работе на принципах «безбумажной технологии» — с электронными документами. Хозяйственным субъектам РФ в будущем предстоит выполнить комплекс работ по созданию и внедрению отечественной нормативно-правовой базы методологии использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи и ее криптозащиты, поставить задачу и обеспечить разработку надлежаще сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем надежной защиты электронных документов, законодательно определить меры ответственности за нарушение установленных правил и норм, а также и за несанкционированный доступ в банковские сети. Проведение расчетов в режиме реального времени потребует участия кредитных организаций, которым необходимо укреплять свое финансовое положение и повышать эффективность работы по размещению своих активов с тем, чтобы являться полноправными участниками платежной системы.

Однако прежние формы остаются доселе действенными и актуальными.

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания взаимосогласованной совокупности стандартов в данной сфере, так называемого стандартизованного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров. Создаваемый стандартизированный профиль будет гармонизирован с международными стандартами в банковской сфере. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений.

В мировой практике последнего десятилетия развивается стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с общегосударственными и международными классификаторами. В России работы по развитию стандартизованного профиля и системы сертификации, а также созданию новых стандартов проводятся совместно с Госстандартом России, Роскоминформом, ФАПСИ, Российской Академией наук, ассоциациями российских коммерческих банков.

Похожие работы на данную тему