ВВЕДЕНИЕ
Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Наибольшее развитие в России в сфере банковских услуг получил рынок услуг по организации денежных расчетов, который является одним из важнейших сегментов национальной экономики, обеспечивающим ее функционирование и развитие, и составляющем один из важнейших сегментов финансового рынка. Расчеты производятся в экспортно-импортных операциях используются в таких формах, как: аккредитивная, инкассовая, переводная. Также расчетные правоотношения необходимы для коммерческого и транспортного права, на рынке средств производства и формы финансовых расчетов по поставкам продукции производственного назначения и т.д.
Поэтому проблема изучения расчетных операций коммерческих банков, с целью их упорядочения и приведения в соответствие с международными стандартами является важной составляющей роста российской экономики в целом.
Денежные средства коммерческих банков находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и пр.
Основными задачами учета денежных средств являются:
полный и своевременный учет денежных средств;
контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины;
обеспечение контроля за наличием денежных средств, их сохранностью и правильным использованием.
Правильная организация расчетных операций способствует устойчивой оборачиваемости средств в коммерческом банке, а так же укреплению договорной и расчетной дисциплины и улучшению финансового состояния банка.
Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы дипломной работы.
Анализ работ российских экономистов также показал, что, исследуя различные аспекты расчетов в коммерческих банках, авторы не придерживаются единой терминологии, единой концепции организации расчетов. Многие из них дают различные толкования форм расчетов, платежных условий. Другие не видят разницы между формами расчетов, платежными условиями и средствами платежа.
Поэтому целью данной работы считаю исследовать учет и аудит совершения различных расчетных операций коммерческих банков как формы расчетов на основе системного анализа теории, а также использования документарных операций конкретного коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
исследовать нормативную базу регулирования расчетного обслуживания юридических лиц в Российской Федерации;
детально изучить порядок и формы осуществления расчетных операций, а также перспективы их развития, как в коммерческих банках РФ;
раскрыть общие положения о наличных и безналичных расчетах,
изучить механизм осуществления расчетных операций, операционную технику, расчеты посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитива, чека, проанализировать бланки платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, расчетных чеков;
проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО Банк «Петрокоммерц»;
охарактеризовать порядок проведения расчетного обслуживания юридических лиц в ОАО Банк «Петрокоммерц»;
исследовать организацию и ведение расчетных операций в банке;
изучить правила проведения аудиторской проверки в коммерческом банке.
Объектом исследования в дипломной работе выступает ОАО Банк «Петрокоммерц».
Предметом исследования в дипломной работе являются расчетные операции ОАО Банк «Петрокоммерц».
Методологическая и теоретическая основа дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования и развития платежных систем. Анализу выбранной темы уделили внимание множество зарубежных и отечественных авторов. Среди отечественных авторов следует упомянуть таких как М.М. Агарков, Л.Г. Ефимова, И. Б.Иловайский, В.Б. Колесник, Ю.В. Мальцев, М. Ф. Медведев, В.В. Молчанов, С.В. Овсейко, Л.А. Новоселова, Ю.С. Шемелева, А.Е. Шерстобитов, зарубежных - К. Шмиттгофф, Е.М. Эпштейн, Р.Л. Джордан, В.Д. Варрен, Д.И. Мейер и др. В ходе написания работы были использованы Федеральные законы, нормативные документы ЦБР по вопросам организации расчетного обслуживания и развития новых форм дистанционного обслуживания клиентов.
При написании данной работы автором использовались такие методы научного познания как: исторический, наблюдения, сравнительный, описательный, системный, анализа и синтеза, формально-юридический.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии основы организации учета и аудита расчетного обслуживания, порядка ведения расчетных операций.
Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выработка дипломной работы определяется тем, что реализация полученных результатов позволит усовершенствовать бухгалтерский учет и аудит в коммерческих банках.
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого использования полученных результатов при разработке региональных и федеральных программ стратегий развития банковской системы и финансовых рынков, их реформирования в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Положения, выводы и рекомендации, сформулированные в дипломной работе, могут быть использованы при разработке программ по совершенствованию учета и аудита в коммерческих банках, разрабатываемых Министерством финансов и Центральным банком РФ.
В учебном процессе результаты работы могут использоваться при разработке и совершенствовании программ учебных курсов «Организация деятельности коммерческого банка», «Организация денежно-кредитного регулирования». «Организация деятельности Центрального банка», «Анализ деятельности коммерческого банка», «Банковский маркетинг», «Банковский менеджмент», «Современные банковские системы», «Банковское делопроизводство», «Бизнес-планирование в коммерческом банке».