Введение:
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-либо действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является бизнес-план. [6, с.394]. Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Определение того, что означает такой план для бизнеса, предложил специалист по планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя» [4, с.124].
Бизнес-план – специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех в рыночной торговле, выход фирмы с новым продуктом на рынок без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела невозможны без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий [26, с.53]. Бизнес-планирование - это своеобразный инструмент развития предприятия, необходимый для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности компаниям.
Среди отечественных ученых-специалистов методические разработки по составлению бизнес-плана были сделаны Уткиным Э.А. и Кочетковой Л.И., среди зарубежных – Котлером, Амстронгом, Сондерсом, Вонгом.
В настоящей работе объектом исследования является ОАО «Утес». Актуальность выбранной темы очевидна, поскольку ОАО «Утес» является одним из старейших приборостроительных предприятий авиационной области, которое находится в постоянном поиске инноваций и ищет современные пути развития в условиях жестокой конкурентной борьбы. Разработка бизнес-плана позволит фирме найти решение ряда проблем, для получения прибыли предприятия в долгосрочной перспективе. Кроме того, актуальность предопределяется тем, что ни одно серьезное управленческое решение не может быть принято без представленного в той или иной форме бизнес-плана.
Предметом исследования является процесс бизнес-планирования производства и освоения новой продукции.
Целью данной работы является исследование технологии бизнес-планирования производства ОАО «Утес». Для достижений поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить технико-экономическое и финансовое состояние исследуемого предприятия;
- провести анализ фактического состояния процесса бизнес-планирования производства ОАО «Утес»;
- разработать бизнес-план производства и освоения новой продукции на основе данных ОАО «Утес»;
- определить экономическую эффективность проекта по производству и освоению новой продукции.
Данная работа включает в себя введение, заключение, основную часть, включающую три главы, специальную часть, список источников, состоящий из 40 наименований, на которые имеются ссылки и приложения.
При выполнении дипломной работы были использованы методы экономического, математического и графического анализа. Задействованы инструменты бухгалтерского учета и аудита.
Глава 3:
где Rt - чистый денежный поток в год;
t, n - время существования проекта;
k - стоимость капитала проекта;
С - первоначальные затраты проекта.
Стоимость капитала проекта определяем из расчета, что долгосрочный кредит можно использовать не для приобретения основных фондов, а, например, направить на приобретение доходных инструментов финансового рынка (например ГКО). При этом доходность возьмем в 15%. Тогда при t = 5 лет, С = 143000 руб. и Rt = 49920 руб., NPV = 24340 долларов. Следовательно, проект надо принять.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий отражена в приложении Н.
Рассмотрим основные возможные риски:
1. Риск отсутствия сбыта.
Его вероятность невелика, однако, чтобы ее уменьшить, следует уже на стадии подготовки производства установить контакты с потенциальными потребителями.
2. Риск неплатежеспособности покупателей.
Вероятность этого риска оценить трудно, и сделать это надо в ходе маркетинга. Одним из вариантов является организация «обмена» нашей продукции на продукцию покупателей, с последующей реализацией этой продукции через розничных торговцев.
Произведенное нами обоснование финансового плана проекта позволяет рекомендовать бизнес-план по освоению нового вида продукции – модуля электробензонасоса – к внедрению.
Заключение:
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, опора на которые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Бизнес-план является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприятия. Он представляет собой блочную модель производства и реализации продукции, включающую анализ экономических ситуаций и проблем, с которыми может столкнуться предприятие, а также определение способов их решения. С помощью бизнес-плана можно дать целостную оценку имеющегося потенциала и перспективу дальнейшего развития бизнеса, заранее предвидеть трудности, выработать меры по их успешному преодолению. Разработанный бизнес-план служит основой организации производства продукции, обоснования перестройки и реорганизации структуры управления, обеспечения реализации выбранных направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического снабжения предприятия, политики в отношении персонала, грамотной системы юридической защиты. Он является также важным средством адаптации к внешним условиям деятельности и позволяет управлять экономической ситуацией, а не просто реагировать на события.
Дипломная работа была выполнена на основе данных открытого акционерного общества «Утес» г. Ульяновск. Анализ основных технико-экономических показателей показал, что ОАО «Утес» располагает развитым механическим производством, включающим в себя заготовительный, штамповочный, литейный, термический, автоматный цеха, цех переработки пластмасс, механические цеха с универсальным оборудованием, инструментальный и деревообрабатывающий цеха, кроме того, имеются два специализированных цеха со станками ЧПУ – токарная, фрезерная группы, обрабатывающие центры и электроискровые станки. ОАО «Утес» обеспечено основными средствами в необходимом количестве и ассортименте, которые эффективно используются. Производство является материалоемким, так как наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты. Линейно-функциональная организационная структура является эффективной, управленческие процедуры на данном предприятии отлажены, технология и организация производства стабильны.
Также в рамках настоящей дипломной работы проведен анализ финансового состояния ОАО «Утес», была проанализирована ликвидность баланса и анализ таких финансовых коэффициентов, как показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.