Введение:
Актуальность исследования бизнес-планирования заключается в том, что в условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в биз¬несе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулиро¬вать постоянно информацию о собственных перспективах и возмож¬ностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.
Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в фи¬нансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприя¬тия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской дея¬тельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и, в ко¬нечном счете, к банкротству.
Планирование имеет особую значимость для достижения высокой результа¬тивности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособ¬ность и финансовую устойчивость предприятия.
Главная цель, которую преследует предприятие - достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники фи¬нансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.
Отдельные предприятия способны добиться некоторого успеха, не затрачивая большого труда на планирование. Планирование само по себе не гарантирует успеха. Но планирование может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для предприятия.
Глава 2:
Исходя из сложившейся у компании оборачиваемости различных статей активов и пассивов (запасов сырья и материалов – 200 дня, незавершенного производства 45 дней, готовой продукции 6 дней, дебиторской задолженности – 15 дней, авансов поставщикам – 20 дней, кредиторской задолженности – 30 дней и т.д.) и намеченных изменений в ассортименте выпускаемой продукции за период реализации проекта чистый оборотный капитал компании должен вырасти на 209 143 тыс. руб. (Приложение 6). Этот рост планируется в первом полугодии 2002 г. профинансировать за счет краткосрочных кредитов, а в последующие периоды – за счет чистой прибыли компании. Длительная оборачиваемость запасов сырья и материалов и незавершенного производства определяется сезонным характером закупок сырья и спецификой пивоваренного производства (наличием в нем биохимических процессов).
Чистый приток денежных средств за время реализации проекта составит 2 256 700 тыс. руб. Расчет потоков денежных средств выполнен двумя разными способами (Приложение 10, 11). Получаемые деньги планируется направить на дальнейшую реконструкцию и развитие предприятия.
Валюта баланса за время реализации проекта возрастет с 277 млн. руб. до 2 639 млн. руб. (Приложение 12).
При реализации проекта мы рассчитываем на достижение хороших финансовых показателей и соблюдение всех нормативов финансовой устойчивости.
Так оборачиваемость активов по сделанным расчетам не будет снижаться ниже 0,3, коэффициент общей ликвидности будет не ниже 1,6.
В отношении показателя мгновенной ликвидности, мы считаем допустимым в случае ОАО ПК “Витязь” наличие данного показателя в размере ниже 0,1, так как ОАО ПК “Витязь” работает на рынке продовольственных товаров (выручка носит постоянный характер и поступает каждый день) и у компании имеется отлаженная система финансового планирования. Соответственно допустимыми являются остатки денежных средств в размере дневной выручки.
Некоторое снижение рентабельности продаж и активов в начале реализации проекта будет компенсировано их ростом в ходе осуществления запланированных мероприятий. Однако и в начале реализации проекта эти показатели также удовлетворительны: прибыльность продаж-4%, рентабельность активов-7%, рентабельность собственного капитала-11% (Приложение 13). Снижение показателей рентабельности на первом этапе реализации проекта определяется достаточно высоким удельным весом лизинговых платежей в структуре затрат компании.
Заключение:
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой дея¬тельности, для разных предприятий и организаций, опора на ко¬торые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные труднос¬ти, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении постав¬ленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики про¬изводственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринима¬тельства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприя¬тия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало сла¬бых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соот¬ветствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресур¬сов. Бизнес-план помогает менеджеру решать следующие основные проблемы:
- определить конкретные направления деятельности пред¬приятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
- зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, кото¬рые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
- выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;
- определить систему маркетинговых мероприятий по иссле¬дованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразова¬нию, каналам сбыта и др.;
- оптимизировать организующую структуру управления;
- оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;
- выявить те трудности, которые способны помешать выпол¬нению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
- побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
- определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;