Дипломная по теме: Бюджеты местных органов власти, их доходы и расходы.

Название работы: Бюджеты местных органов власти, их доходы и расходы.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.6

1.1 Бюджетное устройство Российской Федерации.6

1.2. Современный механизм межбюджетных отношений.13

1.3 Место и роль местных бюджетов в перераспределении национального до-хода.28

2. БЮДЖЕТ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМ-НОГО ОКРУГА .39

2.1 Экономическая характеристика муниципального образования.39

2.2 Динамика показателей бюджета Ямальского района за период с 2001 по 2003 год.47

2.3 Доходная и расходная часть бюджета Ямальского района за 2004 год.53

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ .67

3.1. Современное состояние местных бюджетов России.67

3.2. Реформирование межбюджетных отношений .71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.93

Выдержка:

Введение:

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образова-ний – административно-территориальных образований (муниципальных рай-онов, городских округов, городских и сельских поселений). Бюджеты муни-ципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью фи-нансовой системы Российской федерации и обеспечивают целостность госу-дарственного бюджета. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с законом РФ « О местном самоуправлении». Все это определило актуальность темы дипломной работы.

Несмотря на проделанную работу в распределении доходов от регули-руемых общегосударственных налогов между вышестоящими и местными бюджетами, в разделении полномочий по расходам, а также в оказании фи-нансовой помощи нижестоящим бюджетам, здесь существуют некоторые проблемы. Дальнейшее усовершенствование взаимоотношений между феде-ральным, республиканским и местными бюджетами способствует экономи-ческому развитию территории и устранению экономического несоответствия между ними.

Основной целью дипломной работы является изучение процессов обра-зования и расходования местных бюджетов, анализ их настоящего состояния и разработка предложений по их усовершенствованию. Исходя из цели науч-ной работы, намечены следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия местного бюджета и определения его места и роли в бюджетной системе Российской Федерации;

- изучение действующих принципов разделения доходов между феде-ральным, республиканским и местным бюджетами в составе государственно-го бюджета, а также определение направлений по усовершенствованию регу-лирования доходов местного бюджета;

- анализ доходной и расходной части местных бюджетов, определение направлений по их усовершенствованию;

- проведение критического анализа процесса становления и развития бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и бюджетного регули-рования в России, определение недостатков и основных направлений их дальнейшего реформирования;

- выявить проблемы межбюджетных отношений на местном уровне.

Объектом исследования является Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Предметом исследования являются доходы и расходы местного бюджета, а также межбюджетные отношения.

Основой проведения исследования является комплекс научных методов познания, в том числе: системный, структурно-функциональный, экономико-статистический и другие методы. Использованы следующие методы научно-го анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход, ин-дукция и дедукция, научная абстракция.

Теоретическую базу исследования составляют законодательные акты, монографические работы и статьи ведущих отечественных и зарубежных экономистов по вопросам построения бюджетного федерализма, бюджетной системы, бюджетного устройства и процесса, распределения и регулирования доходной и расходной частей звеньев бюджетной системы, разработки бюд-жетной и налоговой политики.

Информационной базой работы послужили законодательные и норма-тивные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, материалы Минфина России, Госкомстата, Управления федерального казна-чейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, финансовых структур органов местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа, а также материалы, опубликованные в научной и периодической печати.

Глава 3:

Чтобы обеспечить прозрачность финансовых операций муниципалите-та для региональных властей, необходимо значительное расширение области финансового контроля (она должна охватывать весь муниципальный сектор экономики) и совершенствование механизмов финансового контроля. Тради-ционный механизм финансового контроля - проверки - недостаточно эффек-тивен вследствие узости предмета контроля и временного лага проверки, час-то сравнимого с длительностью политического цикла в муниципальном обра-зовании. Гораздо более перспективными мерами представляются кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов и мониторинг их ключевых показателей - доходов, кредиторской задолженности, дефицита и долга.

В противоположность мониторингу в "нормальных" условиях, дейст-вия региона в случае возникновения в муниципалитете финансового кризиса не должны быть "половинчатыми". Хотя основной инструмент избегания та-ких ситуаций - формирование ответственного фискального выбора муници-пальных властей. Последний зависит, в том числе, от финансовых и полити-ческих издержек финансовой несостоятельности. Это говорит о том, что са-нация местного бюджета должна сделать такие издержки достаточно высо-кими. Например, в качестве финансовых санкций могут применяться воз-вратность и платность средств, передаваемых муниципалитету на этапе фи-нансовой санации, а также возможность изъятия муниципальной собственно-сти в погашение долгов, то в качестве политических издержек необходимо введение ограничений на право муниципалитета самостоятельно распоря-жаться финансовыми ресурсами. Решение этого вопроса требует тщательной правовой проработки на федеральном, и на региональном уровне.

Проблема недостаточных фискальных стимулов местного самоуправ-ления не может быть сведена только к недостаточности финансовых ресур-сов, находящихся в его распоряжении. Она обусловлена более глубинными факторами, среди которых - модель организации местного самоуправления, предопределяющая перегруженность решением разнообразных вопросов в общественном секторе; нечеткое разграничение расходных полномочий; не-достатки налоговой системы страны в целом; неразвитость законодательной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов публичной власти; со-храняющиеся традиции управления общественными финансами.

При формировании государственного и бюджетного устройства России в течение 1990-х гг. проблема фискальных стимулов не получила должного внимания, вследствие чего, пытаясь кардинально повысить заинтересован-ность муниципалитетов в эффективном бюджетном управлении, регионы сталкиваются с серьезными ограничениями правового характера. Об этом свидетельствует и анализ федеральных нормативных актов по вопросам ре-формы межбюджетных отношений. (17. С. 41.)

Необходим коренной пересмотр вектора финансовой политики феде-рального и регионального уровней в сфере межбюджетных отношений с ме-стным самоуправлением. Вместо введения новых ограничений и запретов на фискальное поведение нижестоящих органов управления, только обостряю-щих проблему фискальных стимулов, необходимо сконцентрироваться на выявлении, устранении структурных и институциональных проблем общест-венного сектора и системы общественных финансов, предопределяющих не-достаточную мотивацию субъектов публичной власти к эффективному управлению общественными финансами. А также учитывать проблему фис-кальных стимулов при разработке всех значимых налоговых и бюджетных решений.

Заключение:

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Ме-стный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдель-ного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населе-ния. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунально-го хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компо-нентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Использование органами местного самоуправления иных форм образо-вания и расходования денежных средств для исполнения расходных обяза-тельств муниципальных образований не допускается.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирую-щих доходов и сборов.

В местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от использо-вания имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Характеризуя объект исследования следует отметить следующее:

Ямальский район был образован 10 декабря 1930 года в составе Ямало-Ненецкого автономного округа. Общая площадь района оставляет 148 тысяч км², с населением около 14 тысяч человек. В районе имеются небольшие по-селки по три-четыре тысячи жителей. Основная часть местного населения за-нята в традиционных отраслях народного хозяйства: оленеводстве, рыболов-стве и охотопромысле. В районе выпасается более половины оленей из ок-ружного поголовья и производится 50% всего оленьего мяса в округе. В рай-оне имеется два рыбозавода: Пуйковский и Новопортовский.

По оценке, в сентябре 2004 года среднемесячная номинальная начис-ленная заработная плата одного работника по району составила 11111,8 руб-лей. По сравнению с июнем 2003 года она увеличилась на 109,9%.

Анализ показал, что на протяжении исследуемого периода происходи-ло увеличение доходов муниципального образования, причем выявились не-которые различия в изменении различных источников поступлений. К при-меру, доходы от продажи квартир, зачисляемые в местные бюджеты, не име-ли ярко выраженной тенденции. Этот показатель не составляет значительно-го веса в бюджете района, поэтому не сильно повлиял на общую сумму дохо-дов.

Решением Собрания представителей муниципального образования Ямальского района от 03 декабря 2003 года № 56 был утвержден местный бюджет на 2004 год, со следующими основными характеристиками: доходы в сумме 1508447 тысяч рублей, расходы в сумме 1532773 тысячи рублей, в том числе финансовая помощь из окружного бюджета в сумме 1265184 тысячи рублей, (дотация в сумме 1114094 тысячи рублей, субвенция в сумме 150209 тысяч рублей, субсидии в сумме 881 тысяча рублей, безвозмездная помощь в сумме 114000 тысяч рублей. Общий объем бюджета по текущим расходам 1236985 тысячи рублей, по капитальным расходам 295788 тысяч рублей, дефицит местного бюджета на 2004 год в сумме 24326 тысяч рублей.

Расходы бюджета Ямальского района 2004 года превышают доходы, таким образом создается бюджетный дефицит, для покрытия которого необ-ходимо изыскивать дополнительные источники.

Похожие работы на данную тему