Введение:
В последние годы отношения по снабжению энергетическими ресурсами стали необходимой и неотъемлемой частью жизни современного общества. Развитие рыночной экономики в нашей стране привело к значительному расширению сферы договорного права, особое место в которой занимает договор энергоснабжения.
Целью работы является раскрытие отличительных особенностей, присущих договору энергоснабжения, с помощью которого регулируются отношения по потреблению различных видов энергии.
Актуальность проблемы энергоснабжения в настоящее время – время реформирования всей энергосистемы страны – не вызывает сомнений, поэтому данная работа имеет научную и практическую значимость. Сегодня практически на всех энергетических предприятиях сложилась критическая ситуация: резкое ухудшение социального и экономического положения в отрасли, углубляется кризис неплатежей за потребленную электрическую и тепловую энергию, недопустимо большой износ основных производственных фондов и отсутствие оборотных средств для их ремонта и обновления, а также для приобретения топлива, острый недостаток инвестиций для развития и технического перевооружения предприятий отрасли и непрекращающиеся попытки расчленить энергосистему. Положение усугубляется тем, что принятая методика государственного регулирования, приводит к отставанию темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию от роста цен на топливо, материалов и оборудования, в результате чего не обеспечивается самоокупаемость энергосистемы. Происходящие изменения тарифной политики в Правительстве Российской Федерации ставит на первый план решения вопроса об источниках инвестиций в энергетику.
Большинство указанных проблем неразрешимы в самой энергосистеме и выходят за ее рамки. Решить их можно только путем разработки новых законодательных актов, учитывающих современную специфику; ликвидации проблемы неплатежей; дальнейшего углубления экономических реформ в энергетике, укрепление единой энергетической системы России; государственного регулирования в энергосистеме; совершенствование тарифной политики в энергосистеме (тарифы на энергию должны обеспечивать самоокупаемость и самофинансирование предприятий энергосистемы, отражать реальные цены на топливо, рост амортизационных отчислений и налогов); всемерного усиления контроля исполнительской дисциплины как на федеральном уровне, так и на республиканском.
В ходе выполнения работы преследовались следующие задачи: раскрыть значение и сущность договора энергоснабжения; дать определение понятию «договор энергоснабжения», отметить его виды, рассмотреть правовое обеспечение энергетики; описать порядок заключения и структуру договорных связей; выделить условия договора о количестве и качестве энергии, раскрыть порядок расчетов за электроэнергию, остановиться на ответственности по договору энергоснабжения, на основе анализа обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения.
Договор энергоснабжения как отельный вид договора купли-продажи занимает особое место среди других его видов, что обусловлено ярко выраженной спецификой его предмета – энергии. Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть . Снабжение энергией отличается от продажи обычных товаров главным образом тем, что передача энергии как товара покупателю (потребителю) возможна только с использованием специальных технических средств. К их числу в первую очередь относится сеть проводов, по которым энергия, принадлежащая снабжающей организации, течет в сеть потребителя. Следовательно, для осуществления энергоснабжения требуется наличие проводов (электрических, тепловых), соединяющих продавца и покупателя энергии, – присоединенной сети. Снабжение энергией происходит через присоединенную сеть .
Глава 3:
Ответчик, осуществлявший электроснабжение истца в указанный период на основании договора, признал иск в части излишне полученной платы за электроэнергию и процентов за пользование этими средствами. В остальной части исковые требования не признал со ссылкой на виновность в аварии истца, который, по утверждению ответчика, допускал нарушение технических условий, определяющих порядок электропользования. Кроме того, ответчик считал сумму убытков завышенной.
Суд взыскал в пользу истца 118 769 598 рублей, из которых 19 6509 006 рублей – признанные ответчиком. Остальную часть составляют не полученные истцом доходы в связи с простоем пекарни, а также из-за применения при реализации хлебобулочных изделий заниженной наценки (15 процентов вместо 20).
Арбитражный суд вынес дополнительное решение об отказе в иске о признании недействительными названных выше технических условий в связи с истечением срока их действия.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменений.
В соответствии с частью 2 ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» обязательные для сторон договора нормы ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств применяются, если соответствующие нарушения были допущены после введения в действие части второй Кодекса, за исключением случаев, когда в договорах, заключенных до 1 марта 1996г., предусматривалась иная ответственность за нарушения.
В данном случае ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения (перерыв подачи электроэнергии) произошло после введения в действие части второй ГК РФ (в связи с аварией, случившейся 5 сентября 1996г.), но отношения сторон в этот период регулировались договором от 12 февраля 1996г., то есть заключенным до вступления части ГК РФ в силу. В связи с этим вопросы ответственности за нарушение установленных им обязательств должны решаться исходя из условий договора. Пунктом 4.13 указанного договора обусловлено, что за неисполнение предусмотренных им обязательств стороны возмещают друг другу убытки в части, не покрытой неустойкой.
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются как реальный ущерб, так и неполученные доходы (упущенная выгода), которые лицо могло бы получить, если бы его право не было нарушено. Заключенный сторонами договор не предусматривает ограничения размера подлежащих возмещению убытков, поэтому сторона, в отношении которой обязательство нарушено, вправе требовать возмещения их в полном объеме.
Факт перерыва в подаче истцу электроэнергии в связи с аварией 5 сентября 1996г. материалами дела подтвержден и сторонами не оспаривается. Заявление ответчика о вине истца в произошедшей аварии доказательствами не подтверждено. Согласно акту по установлению гарантийного обслуживания и ответственности за состояние электрических сетей и электрического оборудования, подписанному межрайонными электросетями (филиал ответчика) и истцом, за магазином установлена ответственность за состояние электрической сети от первой до шестой опоры. Авария, повлекшая перерыв в электроснабжении, произошла на участке от шестой до седьмой опоры, то есть за пределами границы ответственности истца.
Записи оперативного журнала, фиксирующие аварию 5 сентября 1996г., не содержат сведений, свидетельствующих о вине истца и о наличии обстоятельств, которые могли бы служить основанием для освобождения от ответственности энергоснабжающей организации.
При таких условиях вывод арбитражного суда о том, что ответчик должен возместить истцу убытки, причиненные перерывом в подаче электроэнергии, является обоснованным .
Современные условия требуют цивилизованного подхода к разрешению вопросов связанных с выполнением договоров энергоснабжения, следовательно число обращений сторон договора в суды различных инстанций будет только расти.
Заключение:
В заключении необходимо сделать выводы, ради которых и проводилось исследование.
Во-первых, определение правовой сущности договора представляет собой не только вопрос юридической теории, оно является важным фактором для правильного практического применения норм законодательства и разрешения спорных ситуаций.
Спорность ситуации во многом обусловлена специфическими признаками энергии как товара. Ведь, скажем, электрическую энергию невозможно накапливать в больших количествах и хранить.
Договор энергоснабжения представляет собой разновидность договора купли-продажи. В нем предусматривается возмездная передача энергии как товара от продавца к покупателю.
Во-вторых, отличительной особенностью договора энергоснабжения является возможность его заключения только при наличии у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
Сторонами договора являются абонент (потребитель) и энергоснабжающая организация. К последним относятся коммерческие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической или тепловой энергии. Потребителями признаются физические или юридические лица, пользующиеся электрической или тепловой энергией.
Договор энергоснабжения является публичных договором в силу прямого указания п.1 ст.426 ГК РФ. Это означает, что энерго-, газо-, нефтеснабжающие организации не вправе отказаться от заключения договора с потребителями.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ РФ от 17.08.95г.№147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий вправе отказаться от заключения договора с отдельными потребителями только при невозможности передать ресурсы. Основанием для отказа может служить отсутствие технических предпосылок (например, невозможность присоединения к сетям, отсутствие у потребителя приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа).
В-третьих, особенности энергии как товара определяют ряд прав и обязанностей, не характерных для других гражданско-правовых договоров.
Абонент обязан оплатить принятую энергию, обеспечить безопасность потребления энергии, соблюдение установленного режима потребления, своевременное информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией (авариях, неисправностях приборов учета).