Введение:
По мере развития общества физкультура и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становится все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физкультурой и оздоровительной гимнастикой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последнее десятилетие спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно - массовых мероприятий. Физкультура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.
За последние годы в России ежегодная смертность возросла в 1,5 раза. По абсолютному приросту лидирующее положение заняли сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга и др. Резко уменьшилась средняя продолжительность жизни.
Эти негативные явления последствия того, что экономическое состояние России существенно ухудшилось. В результате резко снизились доходы государственного бюджета и объемы финансирования различных сфер народного хозяйства и , прежде всего, социально значимых- науки, культуры, образования, а также здравоохранения и физической культуры.
Вместе с тем, физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества - через повышение качества рабочей силы. Многие экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют, что физкультура и спорт значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность жизни.
Для реализации экономического потенциала необходима мобилизация ресурсов, прежде всего трудовых. Большую роль в мобилизации этих ресурсов может сыграть финансовая поддержка развития физической культуры и спорта.
Все это актуализирует необходимость создания эффективного механизма финансирования физкультуры и спорта в России, играющих ключевую роль в восстановлении и улучшении здоровья нации. Чрезвычайно важно сохранить позитивные аспекты государственной поддержки физической культуры и спорта, одновременно формируя новые источники финансирования. Рациональное отношение к медицине и спорту способно дать решающий толчок к здоровому развитию нации.
Гипотеза – создание эффективной системы финансирования физической культуры и спорта требует принятия следующих мер:
1. Определение наиболее существенных источников поступлений финансовых средств в сферу физической культуры и спорта;
2. Разработка эффективной нормативной базы, обеспечивающей все необходимые предпосылки для привлечения средств в бюджеты физкультурно- спортивных организаций из этих источников.
Цель работы - обосновать и спроектировать систему мер по повышению эффективности финансирования организаций отрасли физической культуры и спорта в России.
Объект исследования - финансирование организаций отрасли "Физическая культура и спорт".
Предмет исследования - пути повышения финансового обеспечения физкультурно-спортивных организаций.
Исходя из объекта и предмета поставлены следующие задачи:
• выявить теоретические предпосылки формирования бюджета некоммерческой физкультурно-спортивной организации;
• проанализировать специфику финансирования организаций отрасли "физическая культура и спорт" в рыночных условиях;
• изучить подходы к финансированию физической культуры и спорта в зарубежных странах;
• разработать рекомендации, с учетом прошлого опыта и опыта зарубежных стран, по улучшению финансовой поддержки некоммерческих организаций отрасли "Физическая культура и спорт" в России.
Теоретической основой дипломной работы являются труды российских ученых-экономистов по проблемам становления и развития отрасли "физическая культура и спорт" - Кузин В.В., Золотов М.И., Кутепов М.Е., Сысоев В.В. и д.р.
В процессе выполнения дипломной работы применялись следующие методы исследования:
Глава 3:
Низкие цены на спортивные товары могли бы сделать покупку их привлекательной в России, по сравнению с другими странами, что также увеличило бы доходы бюджета.
Крупный источник доходов государственного бюджета и спортивных организаций - это ввоз в страну и производство внутри страны специального продовольствия для спортсменов и людей, занимающихся спортом.
2-ой источник - организация спортивных соревнований и зрелищ, а также мероприятий на спортивных сооружениях.
Здесь также важно, чтобы билеты на все эти мероприятия были бы максимально низкими. С этой целью налоги, таможенные сборы, специальные сборы на товары, продаваемые в пределах относящейся к спортивному мероприятию территории также должны быть максимально низкими, а доходы государство должно получать за счет больших объемов продаж.
3-ий источник доходов и стимулов для подъема экономики спортивных организаций - это строительство спортивных сооружений. Строителям и тем, кто поставляет соответствующее оборудование должна даваться максимальная налоговая льгота. Ускоренное строительство спортивных сооружений по низкой себестоимости и цене содействовало бы ускоренному развитию и финансированию этого сектора народного хозяйства, что также сокращало бы безработицу, за счет создания дополнительных рабочих мест.
Для строительства спортивных сооружений могли бы привлекаться студенты, школьники, молодые люди, находящиеся под присмотром милиции и т.д. Люди из тюрем не совершившие тяжелых преступлений и т.д.
4-ый источник - займы у населения для сооружения стадионов, бассейнов, велосипедных дорожек, спортивных и туристических баз и т.д. Перед выпуском займа необходимо было бы провести местный референдум, организовать рекламу, выявить местных спонсоров и т.д.
5-ый источник - деньги на эти цели можно было бы получить, также за счет местных лотерей и т.д.
Поскольку в спортивных сооружениях заинтересованы, прежде всего, местные жители, необходимого взноса на цели строительства спортивных учреждений и проведения спортивных мероприятий можно было собрать значительно проще, чем для проведения, международных, общероссийских спортивных мероприятий.
6-ой источник - привлечение ресурсов различных спонсоров. Этот источник в настоящее время используется достаточно эффективно. Свыше 20% всех ресурсов ОКР и Национального фонда спорта • это спонсорская поддержка известных спортивных фирм, производящих спортивный инвентарь. Этот источник может быть сохранен и в дальнейшем. Увеличение объема ресурсов из этого источника возможно при расширении и увеличении количества международных и общероссийских спортивных соревнований.
Заключение:
Обобщая изложенный материал в работе, следует отметить следующие моменты.
Финансирование физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно подразделить на две основные группы- бюджетные и внебюджетные.
Бюджетное финансирование физической культуры и спорта представляет собой предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета физкультурно-спортивным организациям для полного или частичного покрытия их расходов.
Подлинная оценка участия государства в финансировании физической культуры и спорта может быть сделана на основе анализа не планируемых, а фактически перечисленных сумм. Практика последних лет свидетельствует, что бюджетные поступления зачастую существенно отличаются от сумм, заложенных в бюджет при его утверждении.
Внебюджетное финансирование физкультурно-спортивной деятельности осуществляется за счет различных источников:
- Доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности;
- Поступления из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта;
- Спонсорство как внебюджетный источник;
- Доходы от лотерей и тд.
Переход к рыночным отношениям породил множество проблем в отрасли. Значительно сократились возможности государства в финансировании отрасли. Так, например, при законодательно установленных нормативах финансирования не менее 2 % бюджетных средств, в большинстве субъектов Российской Федерации расходы на развитие физической культуры и спорта составляют менее 1 % от бюджета. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности в реализации спортивно-оздоровительными организациями своих функций и настоятельно требуют поиска активных форм деятельности и привлечение ресурсов. Новые экономические условия предоставляют право на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников.
В процессе выполнения дипломной работы были решены задачи:
1. Выявлены теоретические предпосылки формирования бюджета некоммерческой физкультурно-спортивной организации. Они заключаются в следующем: