Введение:
Проблема исследования. В настоящее время к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ), где телевидение играет ведущую роль. Это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Общество XXI века - это информационное общество, где информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию. Телевидение же способно передавать информацию максимально доступным способом, для принятия ее не требуется особых усилий. Основной причиной большинства исследований посвященных телевидению, как средству массовой информации, является то количество времени, которое люди затрачивают на просмотр телепередач - по данным исследований - это более 7 часов в сутки. Особенно велика роль влияния телевидения на подрастающее поколение - около 80% российских подростков в свободное время предпочитают смотреть телевизор, что более чем в два раза превышает такую традиционную для данного возраста форму досуга, как общение с друзьями.
Одна из важных особенностей телевидения в том, что аудитории подается не объективная информация, а лишь ее интерпретация, возникшая после отбора, классификации и категоризации фактов и явлений общественной жизни. Специальным образом организованная информация оказывает мощное влияние на формирование образа социального мира у населения, воздействует на их ценностные ориентации и через них регулирует социальное поведение. Таким образом, телевидение играет огромную роль, способствуя вхождению индивида в систему социальных связей. Поэтому, как и другие агенты социализации, телевидение должно находится под пристальным вниманием психологов.
Исследования социально-психологических аспектов средств массовой информации можно разделить на две большие группы: во-первых, это изучение воздействия, оказываемого на аудиторию средствами массовой информации, во- вторых, это исследования психологических особенностей аудитории, определяющих избирательное отношение к предлагаемой информации. Многочисленные исследования посвящены изучению связи личностных особенностей аудитории с предпочтениями в области массовой коммуникации. Рейтинговые компании по всему миру собирают информацию касающуюся размеров и особенностей аудитории, которая смотрит программы телевидения, причем все более акцентируя внимание на качественных характеристиках. Ряд исследований, связанных с проблемой связи ценностных ориентации и массовых информационных процессов, проводилось в нашей стране. А.Г. Даниловой и Л.В. Матвеевой были исследованы особенности влияния культурных различий на избирательность при просмотре телевизионной рекламы; А.Ю. Дроздов отмечал различия в профессиональной сфере при восприятии информации, передаваемой телевидением; И.В. Грошев изучал особенности воздействия тендерных различий на восприятие рекламы; А.В. Шариков и Э.А. Баранова отмечали возрастные различия и установили зависимость между значимыми для аудитории ценностями и предпочтениями в области массовой коммуникации, А.Н. Лебедевым исследовалось зависимость силы влияния телевидения от степени актуализации потребности в данной информации. Вместе с тем, не исследовался важный на наш взгляд вопрос, как влияет на популярность телепередач низкая степень реализованности в жизни значимых для индивида ценностных ориентации.
В.А. Ядов отмечал, что влияние ценностных ориентации на поведение не является прямым, что обусловлено самой структурой ценностной ориентации. Ценностная ориентация, как разновидность установки [26] возникает при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. В системе ценностных ориентации можно выделить «ось», делающую иерархию ценностей индивидуальной для каждого человека. Она представляет собой общую жизненную позицию личности, «баланс» направленности ее интересов в разные сферы жизнедеятельности, в том числе, и при выборе телепрограмм. Если потребность и ситуация для ее удовлетворения объективно существует, то значимые для индивида ценностные ориентации будут определять его вкусы и предпочтения при просмотре телепередач. Если потребность существует, а ситуация, способствующая ее разрешению, не достаточно адекватна, то это приводит к нереализованности в жизни данной ценностной ориентации. В результате ситуация может достраиваться «виртуально» и здесь активную роль начинают играть телевизионные программы. Будут ли телевизионные программы оказывать позитивную роль, раскрывая перед индивидом возможности для наиболее полной реализации его потребностей, или они сыграют роль «заменителя» реальности, зависит от того, в какой степени объективная ситуация нуждается в достраивании.
Глава 3:
Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на данную взаимосвязь:
Во-первых, это те ценностные ориентации, которые занимают первые места и последние места по данной выборке. Это наиболее отчетливо видно при сравнении разных возрастных выборок студенток. Так, для 18-ти летних студенток более значимым является наличие друзей, что определяет популярность у данной выборки передач о жизни молодежи. Для более старшей выборки значимой становится здоровье, семья, а соответственно и медицинские телепрограммы, передачи о семье начинают представлять наибольший интерес.
Во-вторых, важное значение при выборе телепередач играет низкая степень реализованности ценностной ориентации по сравнению со значимостью этой ценности для испытуемого, другими словами, нет адекватной ситуации, способствующей удовлетворению потребности. Максимальный разрыв был обнаружен у подвыборки студенток предпочитающих телеигры, конкурсы, викторины, сериалы о любви по ценности «Независимость», что можно трактовать как уход из реальности через идентификацию себя с удачливыми людьми. Низкая степень реализованности таких ценностей как «Продуктивная жизнь» и «Уверенность в себе» определила выбор телепередач о моде, «Честность» - популярность криминальной хроники.
Подводя итог, можно отметить, что на популярность телепередач огромное влияние оказывает наличие расхождений между наличием потребности и не достаточно адекватной ситуацией для ее удовлетворения, что проявляется в низкой степени реализованности ценности. Это может, в свою очередь, привести к вытеснению значимости для индивида данной ценности. Одним из выходом для снятия возникающего напряжения может служить предоставляемая телевидением информация, которая искусственно достраивает ситуацию до нужного индивиду вида.
Заключение:
В ходе проведенного исследования мы определили, что связь ценностных ориентации с популярностью телепередач обусловлена с одной стороны, такой важной функцией ценностных ориентации, как регуляция поведения, а с другой стороны, спецификой влияния телевидения на формирование общественного мнения, ролью образа коммуникатора и особенностью построения сообщения при формировании ценностных ориентации.
Анализ природы ценностных ориентации выявил следующие важные характеристики:
1) ценностные ориентации оказывают на конкретную деятельность
«мотивообразующее» и «смещающее» воздействие;
2) они являются отношением обобщенным и переработанным совокупным опытом социальной группы (через ценности переживается принадлежность человека к обществу; ассимилируясь в структуру личности, они в дальнейшем не зависят от ситуативных факторов);
3) регулирующее действие ценностных ориентации состоит «в задании вектора деятельности, направленного в бесконечность»[13, с.42];
4) ценностные ориентации переживаются как идеалы, как желательное положение вещей;
5) кроме того, ценностные ориентации не обязательно сознаются, осознанность не является необходимым признаком ценности.
Проанализировав основные концепции, объясняющие влияние ценностных ориентации на поведение, мы остановились на подходе В.А. Ядова, который рассматривает ценностные ориентации как разновидность социальных установок [28]. Достоинства этого подхода в том, что он решает проблему между декларируемыми и реальными ценностями, то есть объясняет причины нелинейного влияния ценностных ориентации на поведение. Здесь, ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Имея двойственную природу (с одной стороны ценности являются нравственным идеалом и имеют общественную значимость, с другой стороны - это индивидуальная позиция личности) ценностные ориентации часто демонстрируют рассогласование между фиксируемыми в социально-психологических исследованиях диспозициями и показателями реального поведения, в следствии чего возникает несовпадение между осознаваемыми и реально регулирующими поведение диспозициями. Только при гармоничном взаимодействии когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов в диспозиционной установочной системе возможно эффективное составление поведенческих программ и успешное их осуществление. Так при преобладании эмоционального компонента в установочной диспозиционной системе происходит как бы блокировка информационного банка и человек становится не в состоянии воспользоваться своими знаниями и умениями и начинает ориентироваться на помощь извне. Преобладание же поведенческого компонента приводит, зачастую, к потребительскому отношением к обществу, как к объекту манипуляций.
Рассматривая влияние ценностных ориентации на избирательное отношение к передаваемой информации можно выделить такие моменты: несомненна роль культурных [13], гендерных [9, 24], возрастных [27] и профессиональных [1] различий, которые налагают определенные требования к категоризации и построению сообщений, к образу коммуникатора [13]. Вместе с тем, не достаточно изучалось в социально-психологических исследованиях рассогласование между фиксируемыми иерархическими структурами ценностных ориентации и заинтересованностью в определенной информации, передаваемой СМИ, а в частности телевидением.
Для установления связи ценностных ориентации с предпочтениями в выборе телепередач, мы не могли не рассмотреть специфику влияния телевидения на общественное сознание, а именно: