Дипломная по теме: Защита прав детей в международном праве

Название работы: Защита прав детей в международном праве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

1.1 Понятие “ребенок” в международном плане

1.2 Становление и развитие института международно-правовой защиты прав ребенка

ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

2.1 Понятие системы прав ребенка в международном праве

2.2 Личные права ребенка

2.3 Социально-экономические права ребенка

2.4 Политические права ребенка

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Реализация общих принципов Конвенции о правах ребенка

3.2. Гарантии прав ребенка в Российской Федерации

3.3. Особые меры защиты детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Выдержка:

Введение:

Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств .

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью.

Количество детей в Российской Федерации уменьшается ежегодно примерно на миллион, и причина катастрофы именно в том, что права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав действием, но об их нарушении непозволительным бездействием государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот и миллионы безнадзорных и беспризорных детей.

Проблема защиты прав детей в международном праве нашла отражение во многих международных актах. Среди них особое место занимают:

- Женевская декларация прав ребенка 1924 года, принятая Лигой Наций; - Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году;

- - Всеобщая Декларация прав человека 1948 года;

- - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;

- - Конвенции Международной организации труда;

- - другие международные документы.

На сегодняшний день основные нормы, относящиеся к детям, содержатся в:

- Конвенции о правах ребенка, 1989 года;

Глава 3:

К сожалению, действующее законодательство не дает реальных гарантий защиты прав детей в РФ. Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г. демонстрирует это с большей яркостью. Как мне кажется, Закон не создает почти никаких новых механизмов защиты прав несовершеннолетних, а лишь фиксирует существующую ситуацию, которая, характеризуется повсеместным нарушением прав детей практически во всех сферах жизни. Закон никоим образом не направлен на собственно "профилактику безнадзорности и правонарушений". Закон не создает никакой "системы профилактики", поскольку в нем отсутствует концепция системы, отсутствует системообразующий фактор и отсутствуют механизмы реального взаимодействия разобщенных ведомственных органов и учреждений. В Законе торжествует ведомственный принцип разделения ответственности за судьбу детей, который на практике снимает эту ответственность с государственных ведомств. Так, в статье 9 п.2 названы 8 органов и учреждений, которые отвечают каждый за свое направление, а это отнюдь не способствует улучшению профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Закон полностью отстраняет гражданское общество в лице общественных организаций и других негосударственных структур от решения декларируемых Законом проблем, в том числе от контроля за деятельностью ведомственных органов и учреждений. (ст .10)

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (1998) является всего лишь декларацией, поскольку не определяет никаких действенных механизмов гарантий прав детей, продекларированных этим Законом.

Правительство говорит о том, что необходимо "...выработать законодательные предложения по механизму независимого контроля над соблюдением прав детей", но до сих пор не предпринято никаких шагов в этом направлени.

Существует межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ создана для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, но к сожалению на практике указанные координирующие органы - межведомственные комиссии не оказывают какого-либо влияния на деятельность ведомств и департаментов, представители которых в них заседают. Общественности неизвестны реальные результаты деятельности таких органов.

Заключение:

Во все времена дети представляли собой великий смысл существования человечества, его будущее. Поэтому человечество обязано давать ребенку все лучшее, что оно имеет. Так записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году. В 1989 году ею же была принята Конвенция “О правах ребенка”, которую Россия ратифицировала и взяла на себя обязательство выполнять. В свою очередь, Российская Федерация на основании вышеупомянутых международных норм и в обеспечение закрепленных в ней положений, признав детство важным этапом в жизни человека и исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, издала целый ряд законов и других нормативных актов, которые закрепляют права детей и их интересы. Основные права ребенка, которые, согласно Конвенции, государства-участники обязались выполнять, это право на охрану здоровья детей, право на воспитание и образование, права детей в семье, в том числе имущественные и жилищные права: устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, защита детей от всех видов эксплуата ции, гарантии всех прав личности при привлечении детей к ответственности за правонарушение. Но в действительности в России о Конвенции, о законах Российской Федерации, республиканских и областных законах и других нормативных актах мало кто знает, и прежде всего — дети. Подтверждением этому служат факты судебной практики по искам детей, чьи права нарушены. Основным нарушителем прав детей является само наше государство в лице его органов и отдельных должностных лиц.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, предпринимаются попытки привести наше законодательство в соответствии с международными нормами. Но, как мне кажется, главная проблема у нас заключается не в отсутствии законодательной базы, а в отсутствии профессиональных и добросовестных исполнителей.

Невозможно в одночасье исправить ситуацию, которая складывалась десятилетиями и даже столетиями. Права детей нарушались всегда. Дети были и остаются самой бесправной категорией населения. Чтобы исправить это положение нужно, во-первых, осознать, что дети - полноправные члены общества, во-вторых, должно быть желание исправить сложившуюся ситуацию.

Обширный практический опыт показывает, что, причины тяжелой ситуации – чисто институциональные, состоящие в:

1. Традиционном разделении ответственности за ребенка между различными министерствами и департаментами, не способными согласовать свои действия для оказания эффективной помощи данному конкретному ребенку;

2. Практически полной монополизации государственными учреждениями призрения детей-сирот, социально-реабилитационной работы с детьми и т.п., и соответственно - монополизации необходимых бюджетных ассигнований; отсутствии механизмов привлечения к этой работе неправительственных организаций и представителей гражданского общества;

3. Отсутствии эффективных механизмов контроля, способных заставить персонал органов исполнительной власти и государственных учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей, гарантированных Конвенцией.

Похожие работы на данную тему