Введение:
Одной из базовых проблем в психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Многие авторы отмечают, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Например, Б.Ф.Ломов пишет: “Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач”.
Самооценка человека – это сложное многоаспектное явление, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Выделены два типа колебаний уровня самооценки: обусловленных изменениями представлений о себе и трансформацией иерархии шкал ценностей, по которым производится самооценивание. Конфликты между мотивами приводят к борьбе ведущих личностных смыслов, к их смене. Естественно, что это сказывается в первую очередь на сфере предпочтений. Смена смыслообразующего мотива должна сказаться также и на тех идеалах, которые человек формирует для себя. Недифференцированность смыслов приводит не только к дестабилизации иерархии шкал самооценивания, но и к более глобальному изменению образа "Я". Не значительные изменения одного какого-то аспекта образа "Я" при низкой дифференцированности могут повлечь за собой изменения и других аспектов представления о себе. Когнитивная недиффиренцированность приводит к неразличимости, рядоположенности по своей субъективной значимости шкал самооценивания, что затрудняет формирование их иерархии, а, следовательно, снижает компенсаторные функции самооценки: всякий неуспех начинает восприниматься как значимый, всякое событие – как имеющее самое непосредственное отношение к "Я". Ясно, что подобное смешение субъективных ценностей делает самооценку крайне неустойчивой, резко повышает уровень тревожности, что в сою очередь вновь препятствует различению важного и несущественного в образе "Я", и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.
Самооценка тесно связана с притязанием личности, т.е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам.
Самооценка также может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Глава 2:
Средняя по группе оценка по оставшимся двум шкалам также близка к высокому уровню.
Необходимо отметить, что завышенную самооценку мы наблюдали ни у двух участников данной группы, а заниженная самооценка выявлена всего в трех случаях.
Говоря иначе, результаты данной группы имеют определённую стабильность. Испытуемые почти однозначны в выставляемых оценках.
Рассмотрим далее уровень притязаний в данной группе.
В целом по группе он является адекватным и составляет 77 баллов, хотя и близок к завышенному уровню, начинающемуся с 90 баллов.
Более высокий уровень притязаний выявлен, также как и самооценка, по шкале «Внешность». По этой шкале он завышен у каждого участника эксперимента, за исключением лишь двоих, проставивших адекватную оценку. Видимо, столь высокий уровень свидетельствует о желании добиваться большего успеха во всех сферах жизнедеятельности.
Второй по высоте результатов оказалась шкала «Уверенность в себе» (уровень притязаний здесь завышен несильно). Практически ровно половина участников дали ему высокую оценку, остальные проставили оценки, соответствующие адекватному уровню.
По оставшимся четырём шкалам выявлена средняя по группе адекватная оценка уровня притязаний. Здесь мы наблюдаем 16 завышенных и три крайне низких оценки. Видимо, данные шкалы для указанных испытуемых просто не являются значимыми.
Теперь перейдём к рассмотрению оценок по «Целевому отклонению».
По данному параметру нет доминирующих шкал, выделяющихся каким либо образом, если рассматривать результат группы в целом.
В среднем группе также присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения, причём он наблюдается по всем шкалам методики. Ни в одной шкале средний по группе результат не выходит за рамки адекватного уровня, хотя по отдельным шкалам у различных испытуемых он, конечно, встречается. Это может свидетельствовать о развитом механизме целеполагания. Необходимо отметить, что лишь двум испытуемым присущ по всем шкалам адекватный уровень целевого отклонения, у остальных указанные значения разбросаны в различном порядке.
Подводя итоги рассмотрению результатов исследования по методике Дембо-Рубинштейн, можно сделать выводы, что в целом в данной группе самооценка находится на высоком уровне, и эти значения являются ровными по данному параметру, присущими каждому из данной группы. Уровень притязаний по группе в целом также находится в рамках средних значений, хотя и с некоторыми сдвигами в отдельных описанных случаях, в которых он является скорее немного завышенным, а уровень целевого отклонения более занижен, чем завышен в индивидуальных случаях, хотя в среднем по группе он является адекватным.
Заключение:
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.
Самосознание - осознание человеком самого себя. В.С. Мерлин определяет самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности. Самосознание представляет собой особую форму сознания. Самосознание - неразрывное единство трех его сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (Д.И. Фельдштейн, В.В. Столин, И.В. Дубровина). Понятие "самопознание", "рефлексия" обозначают процесс познание человеком самого себя, а понятие "представление о себе" - результат этого познания. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов "отношение к себе" и "самооценка". Первое употребляется как более широкое, обозначающее данную сторону в целом, второе в узком, собственном смысле слова.
По мнению В.В. Столина, "образ Я" рассматривается как структурное образование самосознания, как результат неразрывной деятельности трех его сторон. В зарубежной психологи наиболее разработано понятие "Я-концепция". Р. Бернс определяет "Я-концепцию" как совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженную с их оценкой. Самоотношение во многом отражает эмоциональное отношение к самому себе, степень развития у человека ощущения собственного самоуважения.
На протяжении почти всей истории человечества женщина была неравноправна с мужчиной. Причины этого лежали в классовом характере общественного строя, при котором сильный угнетал слабого. Женщина же оказалась в положении двойного рабства — она испытывала на себе классовый и семейный гнет, будучи фактически рабой раба. Это положение женщины всячески оправдывалось религией. Веками закрепляемый низкий, по сравнению с мужским, статус женщин, привел к тому, что многие женщины в нашей стране не только склонны видеть себя в роли помощников, а не самостоятельных лидеров на работе и в обществе, но и не считают себя хозяйками собственной жизни. Согласно Д. Майерсу «во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе» .
Гипотеза дипломного исследования о том, что у людей с мотивацией успеха сформирована адекватная самооценка, а улиц с преобладанием мотивации избегания неудач выражена либо неадекватная завышенная, либо низкая самооценка, - полностью подтвердилась.