Введение:
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» [19].
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста» [16].
У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи».
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным, если:
Глава 2:
Для того чтобы определить уровень сформированности эстетического вкуса детей после проведения формирующего эксперимента, мы провели контрольный срез.
При его проведении применялась та же методика, что и на констатирующем этапе. Это позволило сравнить результаты и сделать определенные выводы о возможности и необходимости формирования основ эстетического вкуса старших школьников посредством живописи.
Мы убедились, что ответы детей были на ином, качественно новом уровне. На вопрос «Почему ты считаешь, что эта картина красивая?» большинство детей свидетельствовали о понимании своего выбора картин.
Лера К.- Эта картина по-своему красива. Я думаю, что это море теплое и доброе.
Сергей Б.- В моей картине, которую я выбрал, можно увидеть, как цвет плавно переходит от темного к светлому солнце светит. Поэтому картина такая светлая. Думаю, что это утро.
Света С.- Мне понравилась картина «Аленушка». В картине она грустит. Думаю, что художник, наверное, тоже грустил, когда рисовал».
Катя П.- Я хотела бы развеселить ее чем-нибудь.
Алина М.- Я люблю яркие краски. В этой картине много ярких красок. Такое радостное настроение передал художник, и я это увидела.
Андрей М.- Я бы выбрал эту картину. Мне нравятся богатыри, сильные, отважные, мужественные. Они друзья. Могут друг друга защищать.
Анализируя ход беседы, мы заметили проявление уверенности большинства детей 13 детей (65 %) при ответах на вопросы.
Значительно улучшилась степень эмоциональных проявлений в выборе картин. Дети переживали настроение героев, сочувствовали, могли прийти на помощь – 5 детей (25 %).
Наше участие в воспитательном процессе вызвало заинтересованность детей к занятиям по изодеятельности. Нас встречали вопросами: «Какую картину вы нам принесли сегодня?» Активность в деятельности детей наблюдалась продолжительное время, желание рассматривать альбом с иллюстрациями и игра не потеряли интереса детей. Только 1 ребенок (5 %) с трудом шел на контакт со взрослыми.
Заключение:
Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.
Современными исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование показало, что эффективность работы по формированию эстетического вкуса у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения. На основе анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
Исследование доказало возможность формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.
На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.
Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий.
Вкус как важнейший компонент эстетического сознания формируется, прежде всего, в процессе восприятия подлинных произведений искусства. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять негативному влиянию псевдокультуры, становится ориентиром в понимании красоты и в искусстве, и в жизни, а итоге – важнейшим фактором развития общей культуры.