Введение
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» [19].
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста» [16].
У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа проводилась нами в ДОУ «Звездочка» Всего экспериментом было охвачено 20 детей старшей группы (11 девочек и 9 мальчиков). Также мы включили в эксперимент родителей этих детей. Все исследования проходили во вторую половину дня без нарушения педагогического процесса.
На основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал выявление особенностей понимания дошкольниками красоты произведений живописи (как основы формирования художественного вкуса) в ситуации мотивированного выбора: «Выбери картину, которая кажется тебе красивее других».
При выборе картины проявилась индивидуальность, связанная с полом, генотипом, микро- и макро средой, опытом, а также эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки выбирали картины: «Царевна – Лебедь», «Аленушка»
(11 %). Мальчики – «Богатыри», «Иван-Царевич везет царевну на сером волке» (9 %). Мы отметили, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сочувствия, сопереживания), красивые человеческие качества и свойства души.
Библиография
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2002. - №3. - С.29
2. Аюева И. Воспитывай личность //Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. – С. 8
3. Бочарова Н.Е. Как приобщить детей к искусству //Дошкольное образование. - 2002. - № 11.
4. Ванюшкина Л. Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2003. - №5. - С.28
5. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок- М, 1987.
6. Волошкина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений //Начальная школа. – 2000. - № 1. – С. 13-20.
7. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб., 1995.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М. и др. – СПб., 1996.
9. Дронова О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. - 1996. - №6. - С.97
10. Дронова Т.Н. и др. Из детство в отрочество: Программа для родителей и воспитателей. – М., 1997.
11. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1988
12. Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. - М., 1975
13. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей //Ребенок в детском саду. - 2002. - №2. - С.62
14. Золочевский С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М., 1994..
15. Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. – М.: Высшая школа, 1986
16. Исток: Программа художественно-творческого развития детей дошкольного возраста /Воденникова Т.А., Демчук В.Г., Кошелева Е.В. и др. – Курган, 1996.
17. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1964.
18. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Методическое пособие для воспитателей. - М., 1985
19. Коган Л.Н. Искусство и мы. - М., 1995.
20. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985.
21. Копцева Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. – М., 2001.
22. Красота. Радость. Творчество /Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.
23. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959.
24. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
25. Кутьина Н. На пути к музею //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5. -
26. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Росинка». – М., 1996.
27. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. - М., 1970
28. Лихачев Д.С. Земля родная. - М., 1983.
29. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.1. - М., 1960. -
30. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1985.