Введение:
В настоящее время вопросы, связанные с налоговой системой очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимает значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1999 – 2003 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 52 до 56 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Однако несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.
Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5-10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность [27, С.15].
Глава 3:
Одним из существенных этапов совершенствования налога на добавленную стоимость может стать изменение размера ответственности за нарушение налогового законодательства по НДС и порядка ее применения. В действующем законодательстве об ответственности в сфере налогообложения не предусмотрено разветвленной системы составов налоговых правонарушений.
Одним из существенных этапов совершенствование налога на добавленную стоимость может стать изменения размера ответственности за нарушение налогового законодательства по НДС и порядка ее применения. В действующем законодательстве об ответственности в сфере налогообложения не предусмотрено разветвленной системы составов налоговых правонарушений. Искусственно ограничение видов правонарушений привело к тому, что практически любые действия налогоплательщиков, повлекшие недоплату налога, налоговые органы необоснованно квалифицируются как сокрытие или занижение объекта налогообложения. Это, в свою очередь, влечет за собой необоснованное применение санкций - взыскание штрафа в сумме доначисленного налога, а в случае повтора - в двойном размере. Однако уже сейчас богатый опыт арбитражно-судебной практики рассмотрения споров о НДС свидетельствует о невозможности в полной мере охватить все виды нарушений законодательства по НДС в рамках существующих видов правонарушений.
Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требует своей унификации и кодификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
В области применения штрафных санкций в случае нарушения законодательства об НДС основными мероприятиями могут стать следующие:
- создание уменьшение существующего размера штрафных санкций и распределение всей системы ответственности между различными видами нарушений законодательства, - это усложнит работу налоговых органов, однако приведет к распределению ответственности между всеми участниками налоговых правоотношений. Возложить строгий контроль на налоговые органы по уплате налогов и мерам принудительного воздействия.
В заключении необходимо отметить значительную нагрузку налоговых органов, связанную с постоянным увеличением количества предприятий, состоящих на налоговом учете в инспекции. Это приводит к менее полному охвату документальными проверками всех налогоплательщиков района. В этой связи значительно повышает актуальность проблемы автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов, создание единых баз данных налогоплательщиков города.
Заключение:
На основе проведенного анализа финансово - хозяйственной деятельности ООО «Старатели» были сделаны следующие выводы.
ООО «Старатели» является юридическим лицом, имеет свою печать, свой расчетный счет, для расчетов и уплаты налогов.
Основным видом деятельности является производство строительных материалов.
Проведенный анализ предприятия ООО «Старатели» говорит о хорошем финансовом положении. Предприятие имеет большой ассортимент строительных материалов. Они в свою очередь отвечают за качество произведенной продукции. Поэтому у предприятия осуществляется своевременный расчет за продукцию, работы, услуги от покупателей. По сравнению с 2002 годом прибыль увеличилась на 1 226 тыс. руб.
Целью любой предпринимательской деятельности – получение прибыли, ведь прибыль – это составной элемент рыночных отношений, занимающий видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления. Прибыль и рентабельность являются показателями, которые наиболее полно отражают эффективность производства, объем и качество производимой продукции, платежеспособностью предприятия.
Предприятие своевременно отчитывается перед налоговой инспекцией. Сдают бухгалтерский баланс декларацию по НДС, декларацию по транспортному налогу, исправно платит налоги в бюджет.
В целом на основе проведенного анализа были сделаны выводы, свидетельствующие о благоприятном состоянии предприятия. А именно наблюдается увеличение объема собственного капитала и растут суммы оборотных средств. Это способствует повышению производительности труда и увеличение объектов производства.
Не в полной мере привлекаются долгосрочные займы и кредиты. В этой ситуации финансовое положение напрямую зависит от своевременности расчетов за продукцию, работы, услуги от покупателей - это дебиторская задолженность. Поэтому трудное финансовое положение партнеров отражается и на работе анализируемого предприятия.
Снизить задолженность по дебиторам можно следующими методами:
- административными;
- экономическими.
Административные методы - это контроль за состоянием задолженности, временем ее образования, работа с руководителями предприятий для погашения долгов по оплате продукции ООО " Старатели".
Экономические методы - это благотворная экономическая политика для предприятий, регулярно оплачивающих свою продукцию.