Введение:
Налоги существуют с тех самых времен, когда стали возникать государства. Одним из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию является взимание налогов, чем и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой системы.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы.
На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений, а именно они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Огромное значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имели законы «О Государственной налоговой службе РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», а с 1999 года Налоговый кодекс Российской Федерации. Разумеется, правовая база этой системы будет и в дальнейшем совершенствоваться. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения. Все это свидетельствует о важном государственном предназначение налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов, квалифицированное осуществление налоговой политики государства.
Глава 3:
В решении поставленных государством проблем выхода из сложившейся в России ситуации, налоги играют далеко не последнюю роль. Можно определить пути стабилизации экономики, рассмотрев досконально все проблемы, связанные со сбором, учетом, начислением налогов.
Проблема, связанная с налогом на добавленную стоимость состоит в ложном экспорте товаров из России, по которым исчисляется НДС. Это производится с целью освобождения от налога на добавленную стоимость, так как товары, экспортируемые за пределы государств- участников стран СНГ, не освобождаются от данного налога. Некоторые предприятия, несмотря на противозаконность этих действий сначала оформляют реализуемый товар как идущий на экспорт, а затем пытаются его реализовать в России (стоимость продаваемого товара без учета НДС представляется для его покупателя очень выгодной, в связи с чем товар продается довольно – таки быстро). Но данная проблема на сегодняшний день решается сравнительно быстро таможенными органами Российской Федерации. Так как они обладают всеми необходимыми полномочиями.
Проблема, касающаяся дифференциации ставок налогообложения по НДС, могла бы решиться путем раздробления налоговых ставок по отдельным видам товаров и услуг (это приведет непосредственно к серьезному усложнению не только учета поступления налоговых средств, но вообще к усложнению всего процесса обложения НДС, как уже отмечалось), а посредством механизма доходного обложения и дифференциации ставок акцизов на те или иные виды товаров.
Определенная проблема возникает при обложении некоторых товаров и акцизами и НДС. Часть современных предприятий считает, что необходимо либо ввести один акциз на подакцизный товар или же сделать специальную
ставку НДС по данному товару, в которую будет включаться дополнительный процент за изготовление определенных видов продукции. Многие экономисты предполагают, что следует разделять платежи по акцизам от платежей по НДС. В подтверждении правильности этой точки зрения говорят такие аргументы как:
Заключение:
Принятие второй части НК РФ стало одним из важнейших результатов проведения налоговой реформы с целью совершенствования системы налогообложения в России и приближении ее к мировым стандартам.
Процедурные вопросы, связанные с исчислением НДС и еще более подтвердила значимость НДС в экономике России, введенная в действие одной из первых главы 21, НДС.
Исходя из этого определено:
1. НДС в настоящее время является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений федерального бюджета.
2. НДС – как неотъемлемая часть цены товаров – не оказывает определяющего влияния на уровень цен, поскольку в условиях рыночных отношений действуют принципы свободного ценообразования.
3. Практика применения НДС в России показывает, снижение размера ставки налога не приводит соответствующему снижению уровня цен на товары. Это обстоятельство является лишним подтверждением известного тезиса о том, что налог на добавленную стоимость является максимально нейтральным налогом в отношении размера оборотных средств налогоплательщиков, сохраняя при этом в условиях нестабильной финансовой ситуации в экономике первостепенное значение для доходной части бюджета.
4. НДС достаточно безобиден по сравнению с действовавшими на протяжении последнего десятилетия оборотными налогами и не оказывает решающего влияния на результаты деятельности налогоплательщика, поскольку уплачивается в бюджет не за счет их прибыли, а за счет средств, получаемых от покупателей товаров, реализуемых налогоплательщиками.
5. Льготы предоставляемые по НДС являются мощным стимулирующим орудием, воздействующим на отрасли как производителей, так и непроизводственной сферы, поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано.