Введение:
В современной России коммерческие банки появились только в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, однако за этот достаточно короткий период времени смогли пройти стремительный путь, отразив в собственной деятельности как выдающиеся возможности российской экономики, громадный интеллектуальный и предпринимательский потенциал россиян, так и переживаемые ими трудности и неурядицы.
Становление современного банковского дела в России представляет исключительно сложную задачу.
Одной из причин этого является то, что исторические традиции практического ведения банковского дела и его научного анализа в России фактически были утеряны за семь прошедших десятилетий. Новые российские банкиры в своей профессиональной деятельности действуют в основном методом проб и ошибок.
В то же время нельзя не отметить, что банковская система России – это один из наиболее развивающихся секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения в котором произошел наиболее быстро.
Неоценима практическая роль банковской системы в экономике страны, поскольку именно банки управляют в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляют через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
В то же время, банки, осуществляя собственную специфическую деятельность по «обработке» огромной массы денежных средств, не могут не являться объектом тщательного внимания со стороны налоговой системы государства.
Несомненно, что банки наравне с другими хозяйствующими субъектами должны быть включены в общегосударственную систему налогообложения. Это утверждение логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России и формирования национальной налоговой системы как таковой.
Более того, в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.
И здесь возникает определенная проблематика регулирования подобных взаимоотношений. В частности, стоит вопрос о том, на какие именно банки может опираться государственный и частный секторы экономики.
Как это ни печально, за прошедшие несколько лет практического существования рыночной экономики в России государство не смогло найти в банковской системе достойной опоры в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности, и уж тем более в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений предприятий-клиентов в бюджеты различных уровней.
Глава 3:
Большое число кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на международной арене, развивают учет налоговых факторов в отделах, не¬посредственно осуществляющих зак¬лючение сделок (фронт офис), что позволяет предоставить их клиентам продукты и услуги, эффективные с точки зрения налогообложения. В основе такого рода услуг чаще все¬го лежат операции с оффшорными центрами.
В то же время следует отметить, что с 1 июля 2005 года вступит в силу Европейская налоговая директива, которая закроет каналы ухода от на¬логов не только в ЕС, но и в тех ев¬ропейских финансовых центрах, ко¬торые живут за счет предоставления налоговых льгот.
Банки Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Греции, Ир¬ландии, Нидерландов, Дании, Фин¬ляндии и Швеции будут обязаны ин¬формировать налоговые службы стран-членов ЕС о наличии счетов их граждан. Люксембург, Австрия, Бельгия, Швейцария, Андорра, Мо¬нако, Лихтенштейн, а также оффшор¬ные центры Джерси, Гернси и ост¬ров Мен не предоставляют све¬дения о вкладчиках налоговым служ¬бам других стран, но за это взимается налог с банковских доходов нерезидентов, хотя ранее данные доходы налогами не облагались.
Ставка налога в 2005 году составляет 15%, а с января 2008 года возрастет до 20%. Налоговые поступления также претерпели изменения – они разделены: 25% останется в го¬сударстве, в котором был получен данный доход, а 75% будет обезли¬чено и переведено в страну место¬жительства инвестора.
Как видится, реформирование налогообложения кредитных организаций в Европе на этом не остановится. Скорее всего, следующим шагом станет на¬логообложение самих оффшорных компаний. Более того, волна евро¬пейских перемен в скором времени может распространиться и на ос¬тальной мир, о чем свидетельствует активизация деятельности в этом направлении Организации междуна¬родного сотрудничества и развития. Поэтому на смену оффшору должна прийти новая концепция за¬щиты бизнеса от налогов, базирую¬щаяся на умелом использовании обыденных инструментов. Так, для частных вкладчиков ликвидация раз¬личных дополнительных сборов и платежей – зачастую более ценное преимущество, чем высокие про¬центы по вкладам. Однако это по¬требует большего внимания к нало¬говым аспектам данных операций.
Обязанности, возлагаемые на фронт офис, и порядок его взаимодействия с налоговым отделом, дол¬жны определяться руководством банка. В вопросе разработки нало¬говых аспектов банковских, продук¬тов и услуг, а также минимизации возникающих налоговых рисков фронт офис чаще всего работает совместно с налоговым отделом банка, имеющим больше возмож¬ностей для оценки рисков соблюде¬ния налоговых обязательств. Если вза¬имодействие фронт офиса и нало¬гового отдела этим ограничится, то существенная часть рисков, возни¬кающих в процессе заключения дан¬ных сделок, останется, неподконт¬рольна налоговому отделу. С другой стороны, вовлечение налогового отдела и в процесс заключения сделок потребует увеличения числа сотруд¬ников данного отдела. Это делается для того, чтобы ни одно должност¬ное лицо не отвечало за выполнение операции в целом, поскольку разработка и заключение сделок од¬ними и теми же сотрудниками мо¬жет привести к конфликту интере¬сов. Тем не менее, при совершении крупных и (или) однотипных бан¬ковских операций необходимо зак¬лючение юриста по налогам.
Заключение:
Подводя итоги проведенному исследованию, следует отметить несколько конструктивных выводов.
Прежде всего, деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность зачастую оказывается неопределенной.
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения – через них осуществляется финансирование производства и торговли, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Деятельность банка – это, в первую очередь, посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщиками, от продавцов к покупателям. Наряду с банками, перемещение денежных средств на рынках осуществляют финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д., но именно банки являются основными финансовыми посредниками в этой области, имеющими право привлекать денежные средства и запускать их в денежный оборот.
Основной целью деятельности коммерческого банка является получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Поэтому, как и любые субъекты хозяйствующей деятельности, банки обязаны уплачивать налог на прибыль.
Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.