Введение:
Переход на принципы многоукладной рыночной экономики обусловил создание новых структур, в том числе информационных, призванных обеспе¬чить сельхозтоваропроизводителей информацией, необходимой для их устой- чивого функционирования в условиях рынка. При этом требования сельхозто¬варопроизводителей к тематическому диапазону и качеству информации адек¬ватно возрастали по мере формирования рынка в АПК. На начальном этапе пе- рехода на рыночные отношения сельхозтоваропроизводители вполне удовле¬творялись информацией о рынках сбыта продукции, ценах на семена, химика¬ты, технику и др. С углублением рыночных отношений и, соответственно, уси¬лением конкурентной среды ими была востребована информация о современ¬ных научно-технических разработках и передовом производственном опыте, а также информация в сфере маркетинга, бизнес-планирования, налогообложения и т. д. Далее на более позднем этапе возникла объективная потребность в ин¬формационно- консультационной службе, обеспечивающей не только опера¬тивное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, ры¬ночной и технологической информации, но и оказывающей им содействие в ос¬воении инновационных разработок и передового опыта.
Сформированные региональные и районные информационно-консультационные службы, несмотря на кризисное положение в отрасли, стали основным проводящим каналом законченных научно-технических разработок в производство и обеспечили реальную обратную связь сельхозтоваропроизводи-
5
телей с научными организациями. В большинстве регионов они стали необхо¬димой частью формирующегося рынка в АПК, обеспечивая практическое взаи¬модействие науки, производства и органов государственного управления агро¬промышленным комплексом.
Впервые в стране вопросы организации сельскохозяйственного консульти¬
рования были затронуты в классических трудах А.Т.Болотова,
Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, А.Н. Челинцева, А.В.Фортунатова и др. Даль¬
нейшее развитие эта проблема получила в работах П.А.Андреева,
Н.П.Андреевой, В.М.Баутина, В.В.Козлова, Ю.И.Зятькова, В.М.Кошелева,
В.В.Лазовского, И.М.Михайленко, В.И.Назаренко, Б.А.Рунова, В.В.Текучева,
Г.И.Юрьевой и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информаци¬
онно-консультационной службы как одного из самых действенных механизмов
государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки
сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ус-
• корились процессы по формированию инфраструктуры информационно-
консультационной службы в АПК. Однако большинство из них выполнено в
условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональным аспектам
деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и не охватывает
проблемы целостного формирования и развития единой сети информационно-
консультационной службы на всех уровнях управления АПК в принципиально
новой социально- экономической ситуации. В то же время завершение создания
на федеральном уровне и в регионах информационно-консультационной служ¬
бы для сельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствия
<» методологических и организационно-экономических разработок по формиро-
ванию системы информационно-консультационного обеспечения агропромыш¬ленного комплекса в условиях развивающегося рынка. Это и предопределяет потребность в настоящем исследовании.
Глава 4:
Социальные: участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий; участие в различных экологических програм¬мах; подготовка предложений и оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса, агротуризма, создании новых рабочих мест на селе; реализация меро¬приятий по повышению доходов сельского населения; содействие в расшире¬нии страхования сельскохозяйственной деятельности; организация процессов кооперации в производственной, сбытовой, финансовой и других направлениях деятельности.
Международное сотрудничество: информационное взаимодействие с за¬рубежными информационно-консультационными службами, включая государ¬ства-участники СНГ, на базе использования глобальной информационной сети Интернет; реализация проектов через международные организации и фонды, оказывающие техническое содействие России в развитии аграрной сферы; оформление заявок на получение международных грантов, выделяемых на под¬держку научных исследований в различных областях сельскохозяйственных знаний; организация стажировок работников ИКС за рубежом; участие в меж¬дународных выставках, семинарах и симпозиумах.
Пропагандистское обеспечение: разработка и реализация совместно с ор¬ганами управления АПК программ по пропаганде деятельности ИКС с широ-
235
ким привлечением печати, радио, телевидения и других средств массовой ин¬формации; организация на государственных теле- и радиоканалах специальных программ и циклов передач по проблемам государственной информационно-консультационной политики, привлечению внимания к положительному опыту и его распространению; активное участие в общественно-значимых мероприя¬тиях, организуемых органами управления АПК; организация собственных про¬пагандистских мероприятий в виде семинаров, выставок полевых дней и т.д.; широкое использование возможностей Интернета, открытие специальных WEB-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы; выпуск каталогов, справочников, научно-производственных журналов, инфор¬мационных бюллетеней, учебно-методической литературы для полевых кон¬сультантов и др.
В целом, для реализации системы мероприятий по развитию информаци¬онно-консультационного обслуживания АПК на период 2003-2010 гг. потребу¬ется 6587,85 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 2056,50 млн. рублей, бюджетов субъектов РФ - 2964,90 млн. рублей, внебюджетных источ¬ников - 1566, 45 млн. рублей (табл. 30, прил. 8).
При выполнении вышеуказанных условий можно прогнозировать следую¬щие результаты:
в АПК будет создана федеральная информационно-консультационная служба, функционирующая в едином информационно-правовом поле, объеди¬няющая кадровый и ресурсный потенциал отрасли и ориентированная на по¬вышение эффективности работы сельхозтоваропроизводителей;
Заключение:
За непродолжительный период деятельности информационно-
консультационная служба во многих регионах стала действенным рыночным
механизмом поддержки сельхозтоваропроизводителей. Однако в начале ее соз¬
дания был допущен целый ряд ошибок, выразившихся в отсутствии четко
сформулированных задач службы, идеологии её развития, системы управления,
нормативно-правового и кадрового обеспечения. Эти факторы в сочетании с
крайне недостаточным бюджетным финансированием обусловили сдерживание I
развития системы информационно-консультационного обеспечения АПК,
влияющей на освоение достижений науки, техники и передового производст¬венного опыта в отрасли.
2. Выполненные исследования, а также анализ отечественного и зарубеж¬
ного опыта работы информационно-консультационной службы показывают,
что информационные ресурсы являются стратегически важными наряду с энер-
гетическими, военными и продовольственными, а информационно-
консультационная деятельность в условиях рыночных отношений и выхода из
кризисной ситуации приобретает высокую социально-экономическую и народ¬
нохозяйственную значимость и служит одним из приоритетных и востребован¬
ных направлений, обеспечивающих повышение эффективности агропромыш¬
ленного производства.