Дипломная по теме: Развитие информационно-консультационной службы АПК России

Название работы: Развитие информационно-консультационной службы АПК России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

210 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ 11

1.1. Организационно-экономическая сущность информационно-консультационной службы; 11

1.2. Социально-экономические предпосылки формирования информационно- консультационной службы 21

1.3. Задачи информационно- консультационной службы в современных условиях 28

1.4. Состояние инновационной деятельности в АПК и роль информационно- консультационной службы в её активизации 40

1.5. Зарубежный опыт формирования служб сельскохозяйственного консультирования 53

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-

КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ 71

2.1. Этапы развития и современное состояние информационно-консультационной службы 71

2.2. Региональные особенности развития информационно- консультационной службы 83

2.3. Методические основы оценки деятельности информационно- консультационной службы 104

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ 119

3.1. Принципы формирования и функционирования информационно-консультационной службы 119

3.2. Методологические основы выбора оптимальной организационно-правовой формы информационно-консультационной службы 130

3.3. Основные функции и структура информационно-консультационной службы 164

3.4. Взаимоотношения информационно-консультационной службы с основными субъектами АПК 176

ГЛАВА 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-

КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ 191

4.1. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы 191

4.2. Создание системы подтверждения соответствия инновационных разработок на основе информационно-консультационной службы 200

4.3. Страхование деятельности информационно-консультационной службы 216

4.4.Стратегия и прогноз развития информационно-консультационной службы на период 2003-2010 гг

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка:

Введение:

Переход на принципы многоукладной рыночной экономики обусловил создание новых структур, в том числе информационных, призванных обеспе¬чить сельхозтоваропроизводителей информацией, необходимой для их устой- чивого функционирования в условиях рынка. При этом требования сельхозто¬варопроизводителей к тематическому диапазону и качеству информации адек¬ватно возрастали по мере формирования рынка в АПК. На начальном этапе пе- рехода на рыночные отношения сельхозтоваропроизводители вполне удовле¬творялись информацией о рынках сбыта продукции, ценах на семена, химика¬ты, технику и др. С углублением рыночных отношений и, соответственно, уси¬лением конкурентной среды ими была востребована информация о современ¬ных научно-технических разработках и передовом производственном опыте, а также информация в сфере маркетинга, бизнес-планирования, налогообложения и т. д. Далее на более позднем этапе возникла объективная потребность в ин¬формационно- консультационной службе, обеспечивающей не только опера¬тивное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, ры¬ночной и технологической информации, но и оказывающей им содействие в ос¬воении инновационных разработок и передового опыта.

Сформированные региональные и районные информационно-консультационные службы, несмотря на кризисное положение в отрасли, стали основным проводящим каналом законченных научно-технических разработок в производство и обеспечили реальную обратную связь сельхозтоваропроизводи-

5

телей с научными организациями. В большинстве регионов они стали необхо¬димой частью формирующегося рынка в АПК, обеспечивая практическое взаи¬модействие науки, производства и органов государственного управления агро¬промышленным комплексом.

Впервые в стране вопросы организации сельскохозяйственного консульти¬

рования были затронуты в классических трудах А.Т.Болотова,

Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, А.Н. Челинцева, А.В.Фортунатова и др. Даль¬

нейшее развитие эта проблема получила в работах П.А.Андреева,

Н.П.Андреевой, В.М.Баутина, В.В.Козлова, Ю.И.Зятькова, В.М.Кошелева,

В.В.Лазовского, И.М.Михайленко, В.И.Назаренко, Б.А.Рунова, В.В.Текучева,

Г.И.Юрьевой и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информаци¬

онно-консультационной службы как одного из самых действенных механизмов

государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки

сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ус-

• корились процессы по формированию инфраструктуры информационно-

консультационной службы в АПК. Однако большинство из них выполнено в

условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональным аспектам

деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и не охватывает

проблемы целостного формирования и развития единой сети информационно-

консультационной службы на всех уровнях управления АПК в принципиально

новой социально- экономической ситуации. В то же время завершение создания

на федеральном уровне и в регионах информационно-консультационной служ¬

бы для сельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствия

<» методологических и организационно-экономических разработок по формиро-

ванию системы информационно-консультационного обеспечения агропромыш¬ленного комплекса в условиях развивающегося рынка. Это и предопределяет потребность в настоящем исследовании.

Глава 4:

Социальные: участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий; участие в различных экологических програм¬мах; подготовка предложений и оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса, агротуризма, создании новых рабочих мест на селе; реализация меро¬приятий по повышению доходов сельского населения; содействие в расшире¬нии страхования сельскохозяйственной деятельности; организация процессов кооперации в производственной, сбытовой, финансовой и других направлениях деятельности.

Международное сотрудничество: информационное взаимодействие с за¬рубежными информационно-консультационными службами, включая государ¬ства-участники СНГ, на базе использования глобальной информационной сети Интернет; реализация проектов через международные организации и фонды, оказывающие техническое содействие России в развитии аграрной сферы; оформление заявок на получение международных грантов, выделяемых на под¬держку научных исследований в различных областях сельскохозяйственных знаний; организация стажировок работников ИКС за рубежом; участие в меж¬дународных выставках, семинарах и симпозиумах.

Пропагандистское обеспечение: разработка и реализация совместно с ор¬ганами управления АПК программ по пропаганде деятельности ИКС с широ-

235

ким привлечением печати, радио, телевидения и других средств массовой ин¬формации; организация на государственных теле- и радиоканалах специальных программ и циклов передач по проблемам государственной информационно-консультационной политики, привлечению внимания к положительному опыту и его распространению; активное участие в общественно-значимых мероприя¬тиях, организуемых органами управления АПК; организация собственных про¬пагандистских мероприятий в виде семинаров, выставок полевых дней и т.д.; широкое использование возможностей Интернета, открытие специальных WEB-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы; выпуск каталогов, справочников, научно-производственных журналов, инфор¬мационных бюллетеней, учебно-методической литературы для полевых кон¬сультантов и др.

В целом, для реализации системы мероприятий по развитию информаци¬онно-консультационного обслуживания АПК на период 2003-2010 гг. потребу¬ется 6587,85 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 2056,50 млн. рублей, бюджетов субъектов РФ - 2964,90 млн. рублей, внебюджетных источ¬ников - 1566, 45 млн. рублей (табл. 30, прил. 8).

При выполнении вышеуказанных условий можно прогнозировать следую¬щие результаты:

в АПК будет создана федеральная информационно-консультационная служба, функционирующая в едином информационно-правовом поле, объеди¬няющая кадровый и ресурсный потенциал отрасли и ориентированная на по¬вышение эффективности работы сельхозтоваропроизводителей;

Заключение:

За непродолжительный период деятельности информационно-

консультационная служба во многих регионах стала действенным рыночным

механизмом поддержки сельхозтоваропроизводителей. Однако в начале ее соз¬

дания был допущен целый ряд ошибок, выразившихся в отсутствии четко

сформулированных задач службы, идеологии её развития, системы управления,

нормативно-правового и кадрового обеспечения. Эти факторы в сочетании с

крайне недостаточным бюджетным финансированием обусловили сдерживание I

развития системы информационно-консультационного обеспечения АПК,

влияющей на освоение достижений науки, техники и передового производст¬венного опыта в отрасли.

2. Выполненные исследования, а также анализ отечественного и зарубеж¬

ного опыта работы информационно-консультационной службы показывают,

что информационные ресурсы являются стратегически важными наряду с энер-

гетическими, военными и продовольственными, а информационно-

консультационная деятельность в условиях рыночных отношений и выхода из

кризисной ситуации приобретает высокую социально-экономическую и народ¬

нохозяйственную значимость и служит одним из приоритетных и востребован¬

ных направлений, обеспечивающих повышение эффективности агропромыш¬

ленного производства.

Похожие работы на данную тему