Введение:
В переходной период экономики сельскохозяйственная информационно-консультационная служба в России стала играть значимую роль в развитии АПК. Как показывает опыт зарубежных стран, имеющих устоявшуюся десятилетиями рыночную экономику, такого рода службы являются проводниками между производственными и научно-образовательными комплексами, вместе с тем в этапы фундаментальных преобразований в аграрном секторе - главным координатором в системе управления отраслью. Деформация в вертикали органов власти в аграрном секторе привела к разрыву связи сельских товаропроизводителей с наукой, выстроенной годами научно-внедренческими службами министерства сельского хозяйства советского периода. Сельский товаропроизводитель оказался не приспособлен к рыночным условиям, обусловленных самостоятельным выбором и принятием решений. Таким образом, возникли основные предпосылки по формированию системы информационно-консультационного обеспечения в АПК России.
Информационно-консультационная служба АПК позволяет обеспечить доступ к информации руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых управленческих решений, оказывает консультационную помощь в производственно-экономической деятельности, что в целом положительно влияет на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района и региона. Вследствие этого, значение информационно-консультационной службы в системе управления АПК определено как содействие сельхозтоваропроизводителям в принятии продуктивных и научнообоснованных решений для эффективности производства.
Из выше сказанного можно судить об актуальности выбранной темы.
Предмет курсовой работы – информационно – консультационная служба.
Объект курсовой работы - СХП «Рассвет» Увельского района челябинской области.
Цель работы – разработка информационно – консультационной службы для АПК Увельского района Челябинской области.
Для поставленной цели решим ряд задач:
1) определим понятие, сущность и структуру информационно – консультационной службы
1) охарактеризуем состояние Увельского района Челябинской области;
3) разработаем проект информационно – консультационной службы Увельского района для АПК, проанализируем финансово - экономическое состояние одного из ведущих предприятий района – СХП «Рассвет».
Курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе был проработан один из предложенных теоретических вопросов, в частности организационная структура информационно-консультационной службы в АПК, организационное построение информационно-консультационной службы.
Во второй главе рассмотрена краткая экономическая характеристика Увельского района Челябинской области, ее история, особенности территории, финансовое положение предприятий и т.д.
В третьей главе проработан один из практических вопросов - разработана модель информационно-консультационной службы в АПК, проведена оценка финансового состояния предприятия АПК Челябинской области - СХП «Рассвет».
Глава 3:
где m – общее количество вопросов, поступающих в обработку ИКС в течение года; Тг – нормативная годовая нагрузка на одного консультанта в год, ч.
Тг = (Т к –Тп -Т в)*t
Где Тк – календарное время в году: 30 дней по 5 месяцев, 1 месяц по 28 дней и 6 дней по 31 дню
Тг = 30*5+28+31*6 = 364.
Тп – праздничные дни, установленные законодательно в количестве 14 дней
Тв – выходные дни в год, при учете 4 выходных в месяц
Тв= 12*4 = 48 дней
t – продолжительность рабочего дня, установленным законом в количестве 8 часов.
Норматив для каждого работника ИКС будет равен:
Тг =(364-14-48)*8=2416 часа в год – норматив.
Определим количество консультантов для каждой категории вопросов
- для крупных предприятий Увельского района:
Ч круп. = 1078,66/2416= 0,45.
- для малого предприятия сельского хозяйства:
Ч мел =2353,14/2416 = 0,92
- для личного подсобного хозяйства (населения):
Ч дом. =22152,42/2416 = 9,17.
Ч = 0,45+0,92+9,17 = 10,54
В итоге получаем штат из 10 консультантов по решению вопросов развития сельского хозяйства Увельского района через предоставление консультационных услуг.
Фактически оплачиваемое затраченное время может быть на порядок больше. Однако нужно иметь в виду, что работа по подготовке ответов на запросы товаропроизводителей относится к особо сложной деятельности, тарификация по ней должна быть достаточно высокой (в пределах 16 – 17 разрядов ЕТС) с коэффициентом надбавок. Поэтому необходимо выделять чистое время, а по нему в конкретных условиях накапливать статистику по общим нормативам затрат времени.
Определим заработную плату каждого консультанта:
- консультант по работе с юридическими лицами (для крупных и мелких предприятий АПК Увельского района):
З/П = (З/П т+П+Н)*Кр-Налоги
Где З/П т оклад консультанта, ЗП т
При тарифном разряде 17 для консультантов при работе с юридическими лицами оклад составляет 4932 рублей в месяц.
П – премия от сложности работы, для консультанта с крупными юридическими лицами премия равна 25% от оклада, для консультанта с малым бизнесом – 15%.
Н – надбавка за оперативное решение составляет 10% от оклада при установленной норме – раз в месяц.
Кр – районный коэффициент = 1,15
Налоги – 13% от заработной платы
- для консультанта при работе с крупными юридическими лицами:
П = 4932*0,25 = 1233.00 рублей
Н = 4932*0,10 = 493,20 рублей
З/П начисленная = (4932+1233+493,20)*1,15 = 7656,93 рубля
З/П на руки = 7656,93*(1-0,13) = 6661,53 рубля
- для консультанта при работе с малым бизнесом:
П = 4932*0,15 = 739.80 рублей
Н = 4932*0,10 = 493,20 рублей
З/П начисленная = (4932+739,80+493,20)*1,15 =7089,75 рублей
З/П на руки = 7089,75*(1-0,13) = 6168,08 рублей
- для консультанта при работе с населением:
Оклад составляет 4579 рублей в месяц при тарифном разряде 16.
Премия устанавливается в размере 10%, надбавка – 6%
П = 4579*0,10 = 457,9 рублей
Н = 4579*0,06 = 274,74 рубля
З/П начисленная = (4579+457,9+274,74)*1,15 = 6108,39 рублей
З/П на руки = 6108,39*(1-0,13) = 5314,30 рублей
Определив число консультантов, необходимо определить штат административного и вспомогательного персонала. В общем случае штат административного и вспомогательного персонала определяется исходя из специфики проектируемой ИКС. Для ориентации далее представлен минимальный штат административного и вспомогательного персонала:
- директор – 1 человек;
- секретарь – 1 человек;
- сторож-вахтер – 2 человека;
- водитель – 1 человек;
- уборщица – 1 человек.
Заработная плата административного состава определяется окладом.
Далее необходимо составить примерный годовой бюджет ИКС исходя из затрат на функционирование службы
(3)
где М – затраты на расходные материалы, связанные с осуществлением консультационной деятельности и делопроизводства, руб.; ЗП – затраты на заработную плату, руб.; А – амортизационные отчисления и/или арендная плата, в случае если ИКС не располагает собственным имуществом (помещение, оргтехника, транспорт), руб.; Пр – прочие расходы, руб.
Для определения величины затрат про калькулируем статьи расходов, результат представим в таблице 5.
Заключение:
Основной целью информационно-консультационной службы является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.
Реализация данной цели предполагает решение информационно-консультационной службой следующих задач:
- оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
- сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей, востребованной ими информации;
- участие, совместно с органами управления АПК, в реализации государственной агропродовольственной политики;
- консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации и управления производством, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и др.;
- участие в реструктуризации и восстановления экономики неплатежеспособных хозяйств;
- повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;
- подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научно-исследовательских работ;
- разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности.
Для разработки проекта информационно – консультационной службы для развития сельского хозяйства Челябинской области выбираем Увельский район, как развивающийся район, специализирующийся на сельском хозяйстве.
Проведенный анализ выявил 13236 вопрос от предприятий сельского хозяйства, поэтому при разработке проекта ИКС было выявлено 10 консультантов службы, и при реализации проекта службы получаем доход в размере 194275,6 рублей и 13,33% рентабельности - окупаемости.
Наиболее крупный и потенциальный клиент ИКС в районе является СХП «Рассвет», которое является ликвидным, финансово независимым и меньшим риском банкротства, данное предприятие имеет все аспекты для дальнейшего развития и соответственно увеличит количество вопрос в информационно – консультационную службы для дальнейшего своего развития.