Введение:
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных эле-ментов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% [12, с.125].
В нашей стране налог на доходы физических лиц занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть насе-ления, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.
Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потреб-ления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склон-ность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направ-ленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокра-щать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективно-стью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы та-кие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое пере-распределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщи-ков от налогообложения, поэтому тема дипломной работы представляется важ-ной и актуальной. Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах эконо-мического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффек-тивности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
Глава 3:
Следует также учитывать, что согласно пункту 3 Методических рекомен-даций по налогу граждане Российской Федерации, состоящие на регистрацион-ном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Россий-ской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на тер-ритории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2002 года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятель-ность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжи-тельность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считались налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного 2002 года.
Если данные условия на начало 2002 года не выполнялись, физические ли-ца должны быть признаны нерезидентами Российской Федерации, но с после-дующим уточнением статуса на:
на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место-жительство за пределы Российской Федерации;
на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо лица без гра-жданства.
Если на дату уточнения статус меняется, то в целях налогообложения про-изводится уточнение статуса с соответствующими налоговыми последствиями (в частности, изменением ставки налогообложения).
Для целей исчисления налога на доходы, следует разделять общую налого-вую базу и непосредственно облагаемую налогом базу. В общую налоговую ба-зу включается вся совокупность доходов в пользу физических лиц, определен-ная в статье 208 НК РФ. Облагаемая же налогом база определяется за минусом доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 217 НК РФ.
Подлежащие инвентаризации суммы доходов в пользу физических лиц должны были быть отражены в течение года в "Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (форма N 1-НДФЛ), форма кото-рой и порядок заполнения определены приказом МНС России от 1 ноября 2001 года N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы фи-зических лиц", а также в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или в "Расчетной ведомости" (форма N Т-51), утвержденных приказом Госкомстата России от 6 апреля 2002 года N 26.
Налоговая карточка в обязательном порядке заводится по каждому физи-ческому лицу, которому в течение отчетного года выплачивались доходы или предоставлялись блага.
Заключение:
Подоходный налог с физических лиц является одним из основополагаю-щих составных элементов общей налоговой системы. В теории, данный налог должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в данной стране. На практике, невозможно создать систему, при которой физи-ческие лица заполняют декларации по доходам, полученным из всех источни-ков, и платят единый налог. Тем не менее, возможно создать такую систему, которая обеспечат приемлемое приближение к налогу на совокупный доход без организационных трудностей по заполнению индивидуальных деклараций. На-пример, налог может удерживаться из зарплаты в соответствие с установлен-ными шедулями. В дополнение, возможно создать единую ставку налога на другие виды платежей, такие как процентный доход, дивиденды, другие плате-жи и компенсации. Благодаря подобным схемам удержаний можно приблизить-ся к налогу на совокупный доход, при условии, что эти схемы будут простыми, а ставки единообразными.
Несмотря на все усилия по упрощению схемы подоходного налога, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из та-ких сложностей является определение полной оплаты труда работника с вклю-чением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников. Данные выплаты и выгоды должны подлежать нало-гообложению как часть совокупного дохода, поскольку они являются состав-ной частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с за-работной платы, во многом зависит от определения для налоговых целей поня-тия сотрудника - получателя таких выгод. Это определение достаточно сложно вывести и соблюдать. Кроме того, в случае если совокупное налогообложение слишком высоко, налогоплательщики могут стремиться к уменьшению его об-щей суммы за счет изменения соотношения выплат по подоходному налогу и по социальным налогам, взимаемых с сотрудников. Наконец, налогообложение иностранных источников дохода физических лиц-резидентов может быть чрез-вычайно сложным и обременительным в административном отношении делом. Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и про-зрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуще-ствить в организационном плане. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами. Такой подход позволит стране использовать подоход-ный налог уже на ранних этапах переходного периода, что заложит основу про-грессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста.