Введение:
Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основ-ными производственными фондами необходимы предметы труда, материаль-ные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в созда-нии продукта труда, его потребительной стоимости и образовании стоимости. Оборот вещественных элементов оборотных производственных фондов (пред-метов труда) органически связан с процессом труда и основными производст-венными фондами, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Целью настоящей работы является изучение экономической сущности оборотных средств, их классификации, структуры, организации и источников формирования, ознакомление с зарубежным опытом управления оборотным капиталом и, в конечном счете, провести оценку и анализ эффективности ис-пользования оборотного капитала в муниципальном унитарном предприятии «Колтома». В соответствии с поставленной целью задачами выполнения ди-пломной работы являются:
углубление, систематизация и закрепление знаний в области управления оборотными активами;
применение полученных теоретических знаний и практического опыта к решению задач, поставленных в дипломной работе;
анализ теоретических и практических материалов, развитие навыков про-ведения самостоятельных исследований;
разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствова-нию использования оборотных средств на предприятии.
Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основ-ная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, за-трачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт.
Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необхо-димой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях ры-ночной экономики.
Самое главное, что необходимо усвоить, - это что дает предприятию эф-фективное использование оборотных фондов и оборотных средств и какие ме-роприятия могут способствовать снижению материалоемкости продукции и ус-корению оборачиваемости оборотных средств.
Для подробного изложения проблемы, наиболее полного раскрытия вы-бранной темы в соответствии с целью и поставленными задачами в работе, ис-пользуются следующие источники информации:
законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федера-ции и Удмуртской Республики;
инструкции и методики;
статистическая информация, полученная из отчетов за рассматриваемые периоды;
периодические издания и учебная литература.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов в области права и экономики.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного правового анализа, статистического, сравнения и других.
Субъектом изучения работы является муниципальное унитарное предпри-ятие «Колтома».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и список литературы.
В первой главе, характеризующей субъект работы, освещаются основные аспекты его финансово-экономической и организационной деятельности: исто-рия создания и развития предприятия, организационно-правовые основы его деятельности; дается характеристика основных направлений деятельности, со-гласно учредительным документам; проводится краткий финансово-экономический анализ деятельности,.
Глава 3:
В наилучшем варианте при переходе в списании сырья и материалов с ме-тода ФИФО на метод ЛИФО экономия по налогу на прибыль составляет 13,54 руб. на 1000 руб. товарной продукции.
Внедрение этого предложения имеет смысл при следующих условиях:
- уровень инфляции значительно выше нормы рентабельности;
- в течение длительного периода учетная стоимость остатков готовой про-дукции на складе на конец месяца значительно ниже себестоимости то-варной продукции за этот месяц;
- покупка сырья и материалов производится регулярно с периодом не боль-ше месяца;
- у предприятия есть некоторый “запас” рентабельности, и поэтому переход на метод ЛИФО не приведет к убыткам и, как следствие, к санкциям со стороны налоговых органов.
Если применить переход на метод ЛИФО с метода ФИФО (списание мате-риалов на себестоимость готовой продукции по цене первых по времени заку-пок), то в этом случае экономия по налогу на прибыль может быть в 2 раза выше, чем в случае перехода с учета издержек по средней цене.
Дополнительную экономию при использовании метода ЛИФО может дать снижение налога на имущество, поскольку в этом случае остатки сырья и мате-риалов на конец отчетного периода будут оцениваться по наименьшей за весь период цене.
Важную роль в управлении оборотными средствами играет дебиторская задолженность. Управление дебиторской задолженностью означает:
- определение политики предоставления кредита и инкассации для различ-ных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным за-долженностям;
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения без-надежных долгов;
- задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффи-циентов инкассации.
Почему важно управление дебиторской задолженностью? Получение пла-тежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Дефицит денежных средств в экономике заставил компании изменить условия продаж своей продукции, что, в свою очередь, из-менило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получе-ния денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предос-тавления кредита и инкассации. Неоднородное влияние инфляции на различ-ные группы товаров усложнило координацию между политикой в области за-купок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации. Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент рас-ширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Существуют следующие приемы управления дебиторской задолженно-стью:
- учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
- проведение АВС-анализа дебиторов;
- анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
- оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
- оценка возможности факторинга - продажи дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предостав-ления скидок; определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов; дает базу для создания резерва по сомнительным долгам; позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Заключение:
Одной из основных проблем предприятия является резкий рост дебитор-ской задолженности, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятии и требует принятия неотложных мер по управлению дебиторской задолженностью. В качестве основных мер выделим:
Контроль за отгрузкой продукции
В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью, на этом этапе необходимо контролировать дату отгрузки продукции, отслеживать время выписки счета с тем расчетом, чтобы оно было максимально приближено ко времени отгрузки продукции. Самым лучшим будет синхронность выписки счета и отгрузки продукции. После этого надо следить за тем, чтобы счет был отправлен как можно быстрее. Необходимо составить картотеку дебиторов с указанием по каждому дебитору размера и сроков погашения дебиторской за-долженности.
В целях обеспечения сбора информации о дебиторской и кредиторской за-долженности Приказом Минфина России от 10.03.99 г. № 19н утверждена фор-ма «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации». Указанная форма представляется в составе бухгалтерской отчетности за 2002 г. в адрес налогового органа, в котором организация поставлена на учет. Эта форма включает сведения о состоянии дебиторской и кредиторской задолжен-ности на 2002 г. Форма представляется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме бюджетных и кредитных организаций). В форме отражаются показатели, ха-рактеризующие состояние дебиторской и кредиторской задолженности в целом по организации, включая показатели деятельности филиалов и иных обособ-ленных подразделений независимо от их местонахождения. В форме указыва-ется общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе каждо-го дебитора и кредитора (в случае, если с какой-либо организацией имеется не-сколько договоров, то задолженность отражается в разрезе каждого договора). Отдельно выделяется сумма просроченной дебиторской или кредиторской за-долженности. При этом под просроченной задолженностью понимается задол-женность, не погашенная в сроки, установленные договором, а при их отсутст-вии — разумный срок после возникновения обязательства. При этом под ра-зумным сроком понимается срок нормального документооборота, но не более шести месяцев. В форме отдельно выделяется задолженность дебиторов и кре-диторов, долг по которой превышает 10 тыс. руб. и долг менее 10 тыс. руб.
Контроль за финансовым состоянием дебиторов
Финансовое состояние дебиторов может измениться в худшую сторону. Важно не упустить этот момент и получить с должника хотя бы часть суммы долга. Для ускорения процесса оплаты можно использовать телефонные звон-ки, телексы и другие формы напоминаний об оплате, а также взаимовыверку сроков и размеров дебиторской задолженности.
При поступлении средств делаются соответствующие пометки в регистрах учета и сумма дебиторской задолженности уменьшается.
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их ос-нове автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механиза-ции и автоматизации всех планово-экономических расчетов. В условиях ис-пользования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы — кон-трольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспонди-рующих счетов и субсчетов, либо машинограммы аналитического учета по сче-там денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с по-ставщиками, покупателями, разными дебиторами, кредиторами и др. При этом ведение отдельного учета состояния дебиторской задолженности по каждому дебитору повысит детальность информации, позволит прослеживать ее дина-мику На основе такой информации можно будет составить кредитную историю покупателя для принятия решения о дальнейших с ним взаимоотношениях. Кроме того, обобщение детальных данных позволит свести их в регистры бух-галтерского учета, а также составить как внутреннюю, так и внешнюю бухгал-терскую отчетность, т. е. статьи баланса организации.